Медведев и инженерное образование: прямая речь
Сегодня Дмитрий Медведев ответил на вопросы и выслушал предложения студентов, касающиеся модернизации технического образования в России и повышения престижа инженерных профессий.
Мероприятие было проведено в рамках подготовки к заседанию Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, которое пройдёт завтра и завершит серию встреч по вопросу популяризации инженерного образования. По итогам завтрашнего заседания Президент утвердит перечень поручений.
Д.МЕДВЕДЕВ: Хочу начать вот с чего.
Когда я заканчивал школу, это было аж в 1982-м, уже древнем году, то я среди своих товарищей, с которыми я учился, был редкой птицей, потому что я был одним из немногих, кто зачем-то пошёл в гуманитарный университет – Санкт-Петербургский университет: подавляющее большинство моих товарищей – в Ленинграде тогда – поступало на инженерные специальности.
И мне даже приходилось объяснять – я поймал себя на довольно забавной мысли, что тогда народ не понимал этого вообще, – на кого учат на юридическом факультете.
Юристы были настолько ненужной специальностью, что даже не понимали, кто это такие, и мне приходилось объяснять, что потом из них получаются судьи, прокуроры, милиционеры…
Д.МЕДВЕДЕВ: Я некоторое время назад решил уделить повышенное внимание инженерам и инженерной специальности именно в силу того, что это исключительно важно в плане создания новой экономики, модернизации технологического уклада. Очевидно, что без инженеров не обойтись, как очевидно и то, что 90-е годы и это десятилетие были очень сложными для инженеров, для инженерного образования.
Ю.РОМАШОВА: Здравствуйте! Ромашова Юлия, магистрант Новосибирского государственного технического университета.
Нас как молодых специалистов интересует интересная и перспективная работа. К сожалению, на наших государственных технических предприятиях идёт устаревшее и давно изношенное оборудование. Планируется ли переоснащение государственных промышленных предприятий? Спасибо.
Д.МЕДВЕДЕВ: Юля, знаете, всё, что мы сейчас делаем, – это и есть переоснащение. Только хочу Вам сказать, что государство сейчас этим не занимается. Этим должны заниматься сами государственные предприятия, если они хотят сохраниться. А если не хотят сохраниться – значит, тогда так об этом прямо и нужно сказать, тогда их нужно приватизировать, слить с кем-то. Программы технического перевооружения должны создавать сами предприятия. Государство из бюджета никаких станков не закупает и на предприятия не поставляет. Поэтому это на самом деле дело каждого конкретного предприятия.
Д.МЕДВЕДЕВ: Да, теперь в отношении системы информирования. У нас есть на самом деле неплохая система информирования и система вакансий, есть специальный сайт, который ведёт Министерство по социальному развитию. На этом сайте (я просто недавно занимался как раз проблемой безработицы в стране) на настоящий момент перечислено больше миллиона вакансий. Это немаленькая цифра с учётом даже общего количества безработных в стране. Этот сайт открытый, там есть и инженерные специальности, и, конечно, не инженерные, и туда можно просто поместить анкету. В этом смысле я просто считаю, нужно немножко приложить упорство. Посмотрите, система информирования в стране складывается, я не говорю, что она идеальная, но она работает, и не только на этом сайте, конечно, но на одном этом сайте миллион вакансий. Подобные порталы и сайты есть в каждом регионе. Я специально посещал центры, и там действительно всё достаточно подробно, нормально изложено, с зарплатой и с требованиями. Если, конечно, нет возможности пройти профориентацию и получить информацию, допустим, прямо в высшем учебном заведении, такая система работает, я сам проверял, посмотрите.
Д.МЕДВЕДЕВ: … обращаюсь к ректорам. Надо, чтобы вопросам публикации, цитирования, защиты и наших разработок, и просто авторских прав на те или иные научные работы уделялось повышенное внимание. Только в этом случае будут расти рейтинги наших университетов, потому что это тоже притча во языцех. Мы иногда с обидой смотрим на эти мировые рейтинги и говорим: «А почему нашего университета здесь нет? А почему самый раскрученный вуз, типа Московского государственного университета, даже в сотню не входит (иногда входит, иногда не входит). Неужели мы хуже?» Знаете, это вопрос ещё и пропаганды, пиара, собственной раскрутки. Надо уметь себя предъявлять и пропагандировать, тогда всё будет нормально.
Д.МЕДВЕДЕВ: По поводу специальностей. Действительно, это уже такая притча во языцех. Не могу сказать, что Министерство этим не занимается. У нас система специальностей подлежит, конечно, очень серьёзной актуализации, потому что полно специальностей, которые совсем не востребованы (я не говорю, что от них надо отказаться), но масса новых специальностей, которых нет. И обновление является очень важной задачей, которая поставлена перед Правительством.
Я завтра, скорее всего, на Комиссии и в рамках тех поручений, которые дам, обязательно скажу о том, чтобы провели эту ревизию и сверили тот список специальностей, который есть, с актуальными потребностями экономики. Ответ на этот вопрос, конечно, коренится в самих запросах работодателей. Они должны говорить, какие специальности им нужны. Только в этом случае мы сможем готовить востребованных специалистов, а не плестись в хвосте научно-технического прогресса. Но это процесс постоянный, перманентный, это должен быть постоянный обмен информацией между экономикой и образованием. И образование должно регулярно пересматривать набор специальностей, по которым идёт подготовка. С какой периодичностью это делать? Не знаю, может быть, один раз в 2–3 года, в 5 лет, может быть, даже чаще. Это задача для Министерства образования.
Как часто надо пересматривать специальность, Андрей Александрович?
А.ФУРСЕНКО: Постоянно, но при этом надо будет смотреть, что будет требоваться через пять лет.
Д.МЕДВЕДЕВ: Конечно, это должна быть ещё и прогностическая вещь, хотя мы многих вещей, которые будут через пять лет, не только представить себе не можем, даже где-то на заднем плане размышления этого нет. Тем не менее надо пытаться это делать.
А.РЫЖКОВА: С Вашим приходом на пост Президента Российской Федерации началась бурная информатизация нашего общества. Интернет стал не просто роскошью, но и средством для достижения целей, сейчас без него трудно представить нашу жизнь. В связи с этим получили распространение социальные сети. Например, Вам можно написать в Твиттер или Аркадию Владимировичу Дворковичу…
Д.МЕДВЕДЕВ: Спасибо. Мне, конечно, очень лестно, что Вы причислили меня к тем, кто продвигает новую информационную культуру в нашей стране. Наверное, социальные сети бы и без меня как-то развивались, я думаю; тем не менее приятно осознавать, что я таким образом воспринимаем. Я считаю, что это действительно элемент общей культуры, общечеловеческой культуры. Ругает кто-то эти средства коммуникации или нет – они всё равно будут развиваться и всё равно будут доминировать, что бы там ни было. И те, скажем, средства массовой информации, которые себя не находят в сетях, скорее всего, рано или поздно исчезнут, как это ни печально. Поэтому я лично этому уделял внимание и буду уделять.
А что касается каких-то проектов в этой сфере, я считаю себя как минимум причастным к одному проекту – и считаю, что он очень полезный, что бы там ни говорили: это интернет в средних школах. Если бы я когда-то на это не обратил внимания – скорее всего, развитие интернета в средних школах бы проходило гораздо медленнее. Когда-то мы в это вложили деньги, и, действительно, все школы сейчас подключены к интернету, что для нашей страны имеет колоссальное значение с учётом её масштабов и удалённости отдельных школ.
Общаться с руководителями государства, вообще с известными людьми через социальные сеты неплохо и полезно. Я сам иногда это делаю – может быть, не так часто, как мне бы хотелось. С другой стороны, присутствует обратная реакция, не могу сказать, что она всегда абсолютно позитивная, много всего разного пишут, но, наверное, это нормально. Мне кажется, что любому руководителю нужно привыкнуть к тому, что он может получить, что называется, прямо через социальную сеть какую-либо информацию о самых разных событиях, иногда весьма и весьма грустных, или получить очень нелицеприятную оценку. Ничего в этом особенного нет, нужно иметь терпение и относиться к этому как к одному из достижений научного прогресса. Я дальше так буду поступать. Надеюсь, что так же будут себя вести и другие государственные служащие, а не только упомянутый Вами Дворкович, потому что это, вообще-то, задача для всех губернаторов и для всех министров…
Д.МЕДВЕДЕВ: Никогда не забуду, как я принимал один из самых первых зачётов. Пришёл, естественно, в костюме, в галстуке, с ощущением того, что я уж точно отличаюсь от этих людей, которые сейчас мне будут сдавать этот зачёт. По-моему, это был зачёт по римскому праву, есть такой правовой предмет, я его тоже принимал. Я принимаю один раз, второй раз, потом – какая-то девушка симпатичная. Я чувствую, что она очень плохо всё знает. Я начал её спрашивать. В итоге она выплыла, и я этот зачёт ей поставил. Она уходит, дверь закрывается. Потом проходит минута, она открывает дверь, просовывает своё лицо и говорит: «Я тебя люблю». (Смех в зале, аплодисменты.) Я не знал, куда мне провалиться. Ладно бы она сказала: «Я Вас люблю», – а она: «Я тебя люблю». И закрывает дверь. В общем, я понял, что мне ещё многому предстоит учиться. Надо было «вынести» её, тогда бы она хотя бы не вернулась. На самом деле жизнь – такая штука, всегда есть что вспомнить.
Действительно, всегда есть что вспомнить.
Вот и я, читая стенограмму общения Президента со студентами и вспоминая свой трёхлетний период деканства, прихожу к выводу, что в том, уже далёком, 2008-м году нами были взяты правильные векторы развития Факультета информационных систем и технологий.
Со всех точек зрения — и в контексте развития технической базы, и с точки зрения популяризации информационно-технологического и инженерно-технического образования в Коми посредством бренд-менеджмента и PR-продвижения Факультета ИСиТ СыктГУ и всех его субъектов во внешней среде. И с точки зрения… С разных точек зрения…
Факультет ИСиТ скоро будет трансформирован в новую интегрированную и, надеемся, сильную структуру, где будут осуществлены определённые организационные преобразования. И, кстати, мой личный деканский функционал, который я реализовывал почти три года, подходит к своему завершению (если говорить об операционном уровне управления факультетом). К слову, итоги своего деканства я подводил уже относительно давно, а некоторые намёки относительно сегодняшних преобразований давал тут почти полгода назад…
За подробностями — в будущее . В новых «мемуарах» уже начали появляться первые видимые буквы…
Оставить комментарий