Мемуары о будущем

Дмитрий Беляев

Архив категории 'Лекции'

Самое большое обобщенное число Ферма

Опубликовано: 6 сентября 2017 года


Рубрика: Дайджест, Лекции


Американские математики открыли самое большое обобщенное число Ферма.

Найденное число равно 9194441048576 + 1 и содержит 6253210 знаков. В списке самых больших известных простых чисел оно заняло двенадцатое место.

Число 9194441048576 + 1 найдено в рамках проекта распределенных вычислений PrimeGrid на компьютере Сильвануса Циммермана из команды Aggie the Pew.

Параметры его машины: видеокарта Nvidia GeForce GTX 1060, процессор Intel Xeon E3-1225 v3 с тактовой частотой 3,20 гигагерца, оперативная память 8 гигабайт, операционная система Microsoft Windows 10 Pro.

Проверка подтвердила правильность результата Циммермана. Обобщенное число Ферма представляется в виде a2n + b2n, число 9194441048576 + 1 стало первым таким числом для n = 20.

Читать запись полностью »

Образование в Республике Коми: Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. И.А. Куратова (информационно-методический журнал)

Опубликовано: 25 февраля 2017 года




В 2016 году Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. И.А. Куратова отпраздновал своё 95-летие.

К этому событию сотрудниками колледжа были подготовлены и опубликованы ряд изданий.

В частности, вышел сборник материалов «Инновационная деятельность Сыктывкарского гуманитарно-педагогического колледжа им. И.А. Куратова», а также Информационно-методический журнал «Образование в Республике Коми» (№ 4, 2016), который полностью состоял из публикаций авторов — сотрудников и преподавателей колледжа.

Сами публикации тоже касались жизни колледжа и его направлений деятельности (информация и фактура статей журнала актуальна по состоянию на август 2016 года).

Указанный «коллежский» номер журнала вышел в октябре 2016 года. Он получился очень интересным и ярким.

Вот моё предисловие к нему:

Читать запись полностью »

Роль регионального центра тестирования ВФСК ГТО при СГПК в создании эффективной системы физического воспитания

Опубликовано: 25 февраля 2017 года




Для развития массового спорта, для обеспечения его доступности для людей разного возраста и разного состояния здоровья, для привлечения к регулярным занятиям физической культурой подавляющее большинство наших граждан решено возродить комплекс ГТО, благодаря которому выросло не одно поколение активных и здоровых людей.

«…В области спорта нам необходима системная, комплексная работа, способная закрепить достигнутые результаты, создать прочную базу на перспективу. Очевидно, что в решении этой задачи особое место занимает массовый спорт, который служит главным резервом спорта высоких достижений, но главное — является основой для здорового образа жизни, для здоровья нации»

В.В. Путин

Из истории вопроса:

11 марта 1931 года в СССР был введён физкультурный комплекс ГТО — готов к труду и обороне.

Комплекс ГТО был направлен на физическое развитие и укрепление здоровья граждан, являлся основой системы физического воспитания и был призван способствовать развитию массового физкультурного движения в Советском Союзе.

Принятая в 1931 году программа состояла из двух частей:

1. «Будь готов к труду и обороне СССР» (БГТО) для школьников 1-8-х классов (4 возрастные ступени);
2. ГТО для лиц старше 16 лет (3 ступени).

Читать запись полностью »

О некоторых вопросах внедрения ГИС «Электронное образование» в образовательную деятельность ГПОУ «СГПК им. И.А. Куратова»

Опубликовано: 25 февраля 2017 года




Реалии современной жизни предъявляют высокие требования к сфере образования, которые касаются не только содержания образовательных программ, но и процесса их реализации. Эффективное управление процессом реализации образовательных программ в настоящее время невозможно без использования информационных технологий.

В июне 2015 года постановлением Правительства Республики Коми № 241 «О государственной информационной системе Республики Коми «Электронное образование»» была поставлена задача создания в Республике Коми единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам, по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих, программам подготовки специалистов среднего звена и дополнительным общеобразовательным программам.

Совместным приказом Министерства образования Республики Коми и Комитета информатизации и связи Республики Коми от 03.07.2015 № 559/118-од был разработан план мероприятий по внедрению государственной информационной системы Республики Коми «Электронное образование».

С целью создания электронной системы учета контингента обучающихся в образовательных учреждениях различного типа, в том числе образовательных организаций среднего профессионального образования, Государственное профессиональное образовательное учреждение «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова» приказами Министерства образования Республики Коми было определено в качестве экспериментальной площадки по внедрению Государственной информационной системы «Электронное образование» (ГИС ЭО).

Для реализации проекта в колледже были выделены 6 рабочих мест, которые оборудовали программным комплексом ViPNet, Secret Net для защиты информации, вносимой в базу ГИС ЭО.

Читать запись полностью »

О роли Регионального ресурсного центра образовательной робототехники Республики Коми в продвижении технического творчества

Опубликовано: 25 февраля 2017 года




Научно-технический прогресс последних десятилетий неразрывно связан с интеллектуальным продуктом, открытиями и изобретениями, получаемыми в результате инновационной деятельности. Одним из ведущих направлений современной прикладной науки является робототехника.

ХХI век — эпоха информационно-технического общества. Необходимость новых знаний, технической грамотности способствовала возникновению нового вида образования — инновационного, в котором информационно-технические технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль.

Новое понимание роли образования как стратегического ресурса общества, обеспечивающего его прогресс во всех сферах, требует больших изменений в образовании.

В связи с переходом экономики России на новый технологический уклад предполагается широкое использование наукоёмких технологий и оборудования с высоким уровнем автоматизации и роботизации. Для перехода к новым технологиям необходимо построение системы подготовки кадров для инновационной экономики, начиная уже с дошкольного возраста.

Большое значение имеет для образовательных учреждений России участие в Общероссийской образовательной программе «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России», направленной на популяризацию инженерно-технических профессий, формирование компетентности будущих специалистов данной сферы, начиная с дошкольного возраста.

Читать запись полностью »

Инновационная деятельность Сыктывкарского гуманитарно-педагогического колледжа им. И.А. Куратова (сборник материалов)

Опубликовано: 12 февраля 2017 года




В ноябре 2016 года по решению редакционно-издательского совета государственного профессионального образовательного учреждения «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова» был подготовлен и издан сборник «Достойное прошлое, знаменательное настоящее и успешное будущее. Инновационная деятельность государственного профессионального образовательного учреждения «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова» [Текст с фотоматериалами]».

Издание было подготовлено к 95-летию колледжа, которое отмечалось в 2016 году.

В сборнике представлены текущие этапы и проекты инновационной деятельности государственного профессионального образовательного учреждения «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова».

Преобразования, происходящие во всех сферах российского общества, — экономической, социальной, политической, культурной — не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный потенциал страны в будущем и являющуюся условием ее процветания и развития, в том числе и систему профессионального образования. Мир профессий стремительно меняется, за ним усложняется содержание и структура профессионального образования. Сегодня ключевыми качествами специалистов-профессионалов выступают профессиональная мобильность и профессиональное самосовершенствование.

Образовательные учреждения среднего профессионального образования вынуждены адаптироваться к происходящим изменениям в окружающей их социальной среде. Поэтому не удивительно, что одним из стратегических направлений в профессиональном образовании определилась инновационная и практически ориентированная деятельность образовательных учреждений на основе проектных подходов и современных организационных, методических и информационно-технологических инструментов.

Читать запись полностью »

Гравитационные волны пространства-времени

Опубликовано: 13 февраля 2016 года




11 февраля 2016 года ученые эксперимента Laser Interferometer Gravitational-Wave Observatory (LIGO) сообщили об обнаружении гравитационных волн.

Сигнал, зарегистрированный обсерваторией LIGO, пришел от двух сталкивающихся черных дыр и достиг приемного устройства обсерватории, представляющего собой сдвоенные детекторы, расположенные на территории США, 14 сентября 2015 г., сказали ученые.

В результате этого космического столкновения сквозь пространство-время со скоростью, близкой к скорости света, понеслись гравитационные волны, подобно тому как от брошенного камня по глади воды расходятся круги.

Исследователи сказали, что это столкновение произошло 1,3 миллиарда лет назад между черными дырами, массы которых составляли 29 и 36 солнечных масс соответственно. В результате этого столкновения примерно 3 солнечных массы материи было превращено в энергию в форме гравитационных волн в течение менее чем одной секунды, добавили ученые.

Это обнаружение является ключевым моментом в истории астрономии и астрофизики. В отличие от световых волн, гравитационные волны не искажаются взаимодействием с материей в процессе движения сквозь космическое пространство, а потому они несут «первозданную» информацию о космических объектах и породивших их событиях.

Обсерватория LIGO регистрирует гравитационные волны при помощи двух перпендикулярных «рукавов», представляющих собой протяженные сооружения, расположенные в форме буквы L.

Из точки, в которой рукава сходятся друг с другом, испускается лазерный луч, который затем разделяется на два когерентных световых потока, идущих каждый по своему рукаву.

Читать запись полностью »

Открыто новое наибольшее из известных науке число Мерсенна

Опубликовано: 20 января 2016 года


Рубрика: Дайджест, Лекции


Математик Кертис Купер из Центрального университета Миссури в городе Уорренсберг открыл новое наибольшее из известных науке простое число. Оно равно 274207281 – 1 и содержит 22 338 618 цифр.

Простым числом называется натуральное число, имеющее только два делителя — единицу и себя само. Открытое число получено в рамках проекта GIMPS (Great Internet Mersenne Prime Search), применяющего компьютеры пользователей интернета.

Распространенный алгоритм обнаружения таких объектов основан на их поиске в форме чисел Марена Мерсенна, имеющих вид 2p – 1, где p также является простым числом.

При помощи этого алгоритма обнаружено 15 последних и самых больших простых чисел.

Ранее наибольшее известное простое число было открыто также Купером (в 2013 году) при помощи GIMPS. Число оказалось равным 257885161 – 1 и содержало более 17 миллионов цифр. Тогда за свое открытие Купер получил от GIMPS три тысячи долларов.

В настоящее время известно 49 простых чисел Мерсенна.

Ученые полагают, что количество простых чисел бесконечно.

Их нахождение представляет интерес для компьютеров — недавно GIMPS помог обнаружить ошибку в процессорах Intel Skylake, работающих при высокой загрузке.

Источник: Lenta.Ru

P.S.

Как уже рассказывал здесь, теория чисел и, в частности, простые числа имеют вполне практическое и очень важное в современное время применение. Речь идёт о средствах защиты информации, в том числе посредством шифрования и дешифрования, а также кодирования сигналов.

Есть такая наука криптология — «наука о шифровании и дешифрованиии». Подробнее об этом, в т.ч. о применении простых чисел, можно узнать из следующих лекционных статей блога:

Читать запись полностью »

Что такое DNSSEC?

Опубликовано: 12 июня 2015 года




В настоящее время в сети интернет довольно часто можно встретить аббревиатуру DNSSEC, когда речь идёт об использовании современных технологий обеспечения сетевой безопасности.

DNSSEC (Domain Name System Security Extensions) — это расширение протокола DNS (Domain Name System), обеспечивающее безопасность информации, предоставляемой средствами DNS в IP-сетях (в сети Интернет).

Фактически применение протокола DNSSEC позволяет подписывать адресную информацию цифровой подписью: администратор доменной зоны подписывает записи о соответствии доменных имён и IP-адресов в своей зоне, а потребитель адресной информации получает возможность проверить достоверность подписи.

Использование DNSSEC позволяет избавиться от ключевых уязвимостей в адресной системе DNS и снизить риск так называемых «подмен адреса», от которых могут пострадать пользователи интернета.

Целесообразность внедрения и использования технологии DNSSEC определяется, в первую очередь, стоимостью рисков от перенаправления конечных пользователей на сервера злоумышленников. Это могут быть финансовые потери, получение искаженной информации и другие негативные последствия.

Решение о внедрении и использовании DNSSEC должно приниматься после всесторонней оценки рисков от подмены информации на сервере, к которому адресуется пользователь. При принятии решения нужно так же учитывать, что использование технологии DNSSEC потребует затрат на обеспечение механизма генерации и надёжного хранения ключей электронно-цифровой подписи, обеспечения процесса подписания, также необходимо обеспечить процедуру ротации ключей, без наличия которой защиту записей сложно считать надёжной.

Изначально система Domain Name System (DNS) разрабатывалась не в целях безопасности, а для создания масштабируемых распределённых систем.

Со временем система DNS стала всё более уязвимой. Злоумышленники без труда перенаправляют запросы пользователей по символьному имени на подставные серверы и таким образом получают доступ к паролям, номерам кредитных карт и другой конфиденциальной информации. Сами пользователи ничего не могут с этим поделать, так как в большинстве случаев даже не подозревают о том, что запрос был перенаправлен — запись в строке браузера и сам сайт в точности такие, какими их и ожидает увидеть пользователь. DNSSEC является попыткой обеспечения безопасности при одновременной обратной совместимости.

Таким образом, DNSSEC была разработана для обеспечения безопасности клиентов от фальшивых DNS данных, например, создаваемых DNS cache poisoning. Все ответы от DNSSEC имеют цифровую подпись. При проверке цифровой подписи DNS-клиент проверяет верность и целостность информации.

Читать запись полностью »

Концепция информатизации образования в Республике Коми на 2013-2020 годы

Опубликовано: 23 мая 2015 года




В конце 2012 и начале 2013 годов Министерством образования Республики Коми совместно с Комитетом информатизации и связи Республики Коми была разработана «Концепция информатизации образования в Республике Коми на 2013-2020 годы» (далее — Концепция).

Ответственным исполнителем процесса разработки Концепции явилась Коми республиканская академия государственной службы и управления.

Разработанная Концепция была принята и утверждена руководством Министерства образования и Комитета информатизации и связи, а также обсуждена и одобрена на заседаниях Общественных советов обоих ведомств в 2013 году.

Сам документ создавался параллельно стремительно развивающимся процессам информатизации отрасли образования, которые в 2012-2013 годы были интенсифицированы и значительно усилены со стороны Министерства образования Республики Коми.

В частности, в 2013 году был начат комплексный проект построения Государственной информационной системы «Электронное образование» и осуществлялось внедрение Республиканской системы контент-фильтрации (оба проекта — совместно с ГАУ РК «Центр информационных технологий»).

Читать запись полностью »