Мемуары о будущем

Дмитрий Беляев

Архив категории 'Научно-образовательная сфера'

Проект порядка применения электронного обучения и онлайн-курсов в образовании

Опубликовано: 31 июля 2017 года




Минобрнауки РФ в среду, 26 июля 2017 года, начало общественное обсуждение проекта приказа, устанавливающего порядок применения образовательными организациями электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.

Согласно пояснительной записке, проект приказа подготовлен во исполнение контрольной точки сводного плана приоритетного проекта по направлению стратегического развития Российской Федерации «Образование» — «Современная цифровая образовательная среда ‎в Российской Федерации» (с учетом изменений, принятых а мае).

Напомним, что цель проекта — создать к 2018 году условия для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства и увеличения числа обучающихся образовательных организаций, освоивших онлайн-курсы, до 11 миллионов человек к концу 2025 года, говорится в документе.

Также предполагается, что будут созданы обучающие онлайн-курсы в области образовательных технологий, обучение не менее 10 000 преподавателей и экспертов, а также будет создано и поддерживаться 3500 онлайн-курсов за счет средств, привлеченных из разных источников.

‎Поясняется, что согласно контрольной точке, в силу должен вступить новый порядок применения образовательными организациями электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, в рамках которого предусмотрены определения «онлайн-курс» и другие, а также минимальные требования к реализации онлайн-курсов.

Читать запись полностью »

Рособрнадзор планирует серьезно измененить систему оценки знаний учителей

Опубликовано: 15 июля 2017 года




Как рассказал глава Рособрнадзора Сергей Кравцов, в новом учебном году в 13 регионах России запустят новую модель оценки учителей.

Для подтверждения квалификации педагогам придется сдать тест на знание своего предмета, а также пройти экспертную оценку ведения урока.

«Сейчас во многих регионах аттестация учителей основана на формальных требованиях. Требуется так называемое портфолио: учитель собирает подтверждения об участии в конкурсах, конференциях. Это, конечно, важно, но не самое главное. Главное — это знание предмета и методики его преподавания, и новая модель предполагает их проверку», — сказал господин Кравцов.

По его данным, некоторая доля учителей по русскому языку, литературе и математике показывает невысокие результаты выполнения стандартных заданий.

«Наши исследования предметных знаний учителей показывают, что некоторая доля учителей по русскому языку, литературе и математике показывает невысокие результаты выполнения стандартных заданий. Например, 10% учителей испытывают дефицит знаний русского языка и грамматики, а 24,2% учителей математики не смогли решить уравнение (х-3)2=2|x-3|», — уточнил Сергей Кравцов.

Читать запись полностью »

План реализации Стратегии научно-технологического развития России на 2017 — 2019 годы

Опубликовано: 10 июля 2017 года




3 июля 2017 года официально опубликовано распоряжение правительства от 24 июня 2017 года № 1325-р, утверждающее план мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на 2017-2019 годы.

Координатором выполнения плана назначено Минобрнауки, ответственные исполнители — федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации, институты развития, фонды поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, Российская академия наук, органы исполнительной власти субъектов РФ.

Стратегия направлена на формирование современной системы управления в области науки, технологий и инноваций, обеспечение инновационной привлекательности сферы исследований и разработок.

Планом реализации стратегии, в частности, предусматривается разработка к 1 октября 2017 года государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», включающей программу фундаментальных исследований и комплексные научно-технологические программы по приоритетным направлениям, определённым стратегией.

Реализация таких комплексных программ будет финансироваться за счёт средств других государственных программ, институтов развития и фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Среди поставленных задач, в частности:

1 сентября 2017 года — утверждение плана мероприятий по развитию технологического предпринимательства в образовательных организациях высшего образования, предусматривающего в том числе меры по координации существующих мер поддержки инновационных проектов, а также развитие специализированного единого информационного ресурса, содержащего информацию о существующих мерах поддержки инновационных проектов как на федеральном, так и на региональном уровнях, и предназначенного для продвижения продукции и услуг малых инновационных предприятий.

Читать запись полностью »

Проект уровневого профессионального стандарта педагога и модель Национальной системы учительского роста (НСУР)

Опубликовано: 10 июля 2017 года




7 июля 2017 года стартовало общественное обсуждение нового проекта уровневого профессионального стандарта педагога и модели Национальной системы учительского роста, которое продлится до 20 августа.

«Мировой опыт показывает, что профессиональные стандарты внедряются, когда люди информированы о его содержании. Они именно тогда воспринимаются профессиональным сообществом, когда само сообщество принимает участие в их формировании», — отметил руководитель группы разработки профессионального стандарта, академик РАО, директор Центра образования № 109 города Москвы Евгений Ямбург.

«Общественное обсуждение — важный для нас способ получить обратную связь», — подчеркнул эксперт, напомнив, что профессиональный стандарт призван повысить престиж учительской профессии, стимулировать их качественную подготовку, обеспечив новые возможности профессионального роста.

Отдельный важный аспект, учтенный в проекте, касается реформирования системы оценки качества работы педагога. Разработчики отмечают, что национальная система учительского роста предусматривает создание единых подходов к аттестации педагогов и внедрению новых дифференцируемых должностей в зависимости от сложности выполняемых задач и степени ответственности. Оба проекта тесно связаны друг с другом.

Читать запись полностью »

В России разработана уникальная технология 3D-печати воском

Опубликовано: 18 мая 2017 года




Учеными Института космической техники СибГУ им. М.Ф.Решетнева — опорного университета Красноярского края разработана новая технология 3D-печати воском, которая может заменить традиционную технологию изготовления выплавляемых моделей в литейном производстве как на крупных промышленных предприятиях, так и в частных мастерских.

Разработанная модифицированная технология печати открывает огромные возможности для изготовления литых металлических деталей буквально у себя дома.

Данная технология, основанная на технологии FDM-печати (послойном наплавлении материала), в отличии от классической технологии, которая использует дорогие материалы (силикон, керамику и т.д.) позволяет применять дешевые расходные материалы. Например, литейный тугоплавкий воск.

«Причем, этот воск может быть настолько низкого качества, что может включать в себя твердые частицы размером от 0,1 до 0,3 мм, — рассказывает руководитель проекта, доцент кафедры «Двигателей летательных аппаратов», руководитель СКБ «Импульс» Института космической техники СибГУ им. М.Ф.Решетнева Максим Кубриков, — мы даже можем использовать обычный парафин, из которого изготавливают свечи».

Внедрение модифицированной технологии позволит удешевить литейное производство без потери качества, и даже улучшить его, так как новая технология подразумевает получение высокоточной литейной модели с точностью до 0,05 мм. Тогда, как при традиционной 3D-печати возникает термоусадка пластика по окончанию работы (во время печати пластик сильно нагревается и при остывании уменьшается в размерах).

Читать запись полностью »

В Коми прошла конференция «Проблемы образования и воспитания XXI века глазами молодых»

Опубликовано: 12 мая 2017 года




В Коми на базе Сыктывкарского гуманитарно-педагогического колледжа имени Ивана Куратова прошла XVII республиканская студенческая научно-практическая конференция «Проблемы образования и воспитания XXI века глазами молодых».

Студенты республики из 11 образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования представили доклады своих научных работ по секциям «Проблемы сохранения культурно-исторического наследия», «Развитие личности в образовательном процессе», «Развитие личности в образовательном процессе», «Развитие личности в образовательном процессе», «Социально-правовые вопросы развития современного общества», «Психолого-педагогические аспекты воспитания и обучения», «Психолого-педагогические аспекты воспитания и обучения», «Медико-педагогические аспекты сохранения и укрепления здоровья».

Исследовательские работы подготовили более 140 студентов, в том числе из Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина, а также из-за рубежа.

Напомним, что в этом году Сыктывкарский гуманитарно-педагогического колледж имени Ивана Куратова заключил меморандум о сотрудничестве с Кызылординским гуманитарным колледжем имени Маншук Маметовой, и эта конференция — уже третье научно-практическое мероприятие, в котором совместно принимают участие студенты и преподаватели-наставники из Сыктывкара и Кызыл-Орды (Республика Казахстан).

С приветственным словом к участникам конференции обратилась Заместитель Председателя Правительства Республики Коми — министр образования, науки и молодежной политики Республики Наталья Михальченкова.

Читать запись полностью »

Фестиваль технического творчества и образовательной робототехники «ИКаРёнок-старт» в Сыктывкаре

Опубликовано: 4 мая 2017 года




19 апреля 2017 года на площадке МАДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад № 89» г. Сыктывкара прошел Фестиваль технического творчества и образовательной робототехники «ИКаРёнок-старт».

Организаторами этого события в области дошкольной робототехники выступили Управление дошкольного образования администрации МО ГО «Сыктывкар», МАДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад № 89» г. Сыктывкара и Региональный ресурсный центр образовательной робототехники и развития молодежного технического творчества при ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова».

Собравшихся поприветствовала руководитель дошкольного учреждения Рымарчук Валентина Борисовна, отметив значение проведения таких мероприятий и пожелав всем удачи.

В фестивале приняли участие 5 команд из дошкольных организаций г.Сыктывкара:

  • команда «Борщеборики» из МАДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 108»,
  • команда «Везунчики» из МАДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 110»,
  • команда «Молния» из МАДОУ «Детский сад № 45»,
  • команда «Робовоины» из МБДОУ «Детский сад № 3»,
  • команда «Фантазёры» из МБДОУ «Детский сад № 26».

Несмотря на то, что все команды являются дебютантами в соревнованиях по робототехнике, изобретения юных робототехников восхищали и завораживали не только зрителей, но и судейскую коллегию в лице Ермакова Д.М. (главный судья соревнований, преподаватель информатики ГПОУ СГПК) , Неневой Е.М. (преподаватель информатики ГПОУ СГПК), Кожевиной Д.Г. (воспитатель МАДОУ «Детский сад № 53»), Керимовой Л.А. (воспитатель по изобразительной деятельности МАДОУ «ЦРР — детский сад № 89»).

Читать запись полностью »

Минкомсвязь представила рекомендации по учёту обучающихся и требованиям к региональным сегментам ИС «Контингент обучающихся»

Опубликовано: 24 апреля 2017 года




На заседании подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг, прошедшем в пятницу, Минкомсвязь представила проекты документов, определяющих функционирование системы государственной информационной системы «Контингент обучающихся» субъекта Российской Федерации.

Документы подготовлены с учётом того, что президент РФ отправил подготовленный ранее законопроект на доработку для установления перечня конкретных сведений, содержащихся в системе, а также определения лиц, которые имеют доступ к этим сведениям (и их ответственность).

Методические рекомендации, рассмотренные подкомиссией, определяют общие правила внесения сведений о контингенте обучающихся, подлежащих учету в ГИС «Контингент обучающихся», состав вносимых сведений в ГИС «Контингент обучающихся», состав справочников и примеры расчета показателей учёта контингента обучающихся.

В систему вносятся следующие данные:

  • общие сведения (ФИО, дата и место рождения, пол, гражданство, СНИЛС, реквизиты свидетельства о рождении и документа, удостоверяющего личность, место жительства);
  • сведения о законных представителях (для несовершеннолетних);
  • сведения о здоровье;
  • сведения об образовании и профессиональном обучении;
  • портфолио.

Читать запись полностью »

В госпрограмму «Развитие образования» внесено четыре приоритетных проекта, а объем финансирования уменьшен

Опубликовано: 12 апреля 2017 года




Согласно постановлению правительства от 31 марта 2017 года № 376, опубликованному 6 апреля, в структуру государственной программы «Развитие образования» на 2013–2020 годы внесено четыре приоритетных проекта: «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учётом современных стандартов и передовых технологий», «Вузы как центры пространства создания инноваций», «Создание современной образовательной среды для школьников».

Общий объем финансирования госпрограммы уменьшен на 205 миллиардов рублей.

Паспорта приоритетных проектов были утверждены по итогам заседания президиума Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам 25 октября 2016 года.

Также постановлением скорректирована структура госпрограммы; включены Федеральная целевая программа развития образования на 2016–2020 годы и ФЦП «Русский язык» на 2016–2020 годы; с 74 до 127 увеличено количество целевых показателей, наименования отдельных показателей уточнены и т.д.

Общий объём финансирования госпрограммы в 2013–2020 годах составляет 3786,5 миллиарда рублей, в том числе в 2017 году — 447,8 миллиарда рублей, в 2018 году — 456,7 миллиарда, в 2019 году — 458,9 миллиарда, в 2020 году — 644,3 миллиарда рублей, следует из документа.

В предыдущей редакции госпрограммы прогнозный объем финансирования на 2013-2020 годы составлял 3992,2 миллиарда рублей, в том числе в 2017 году — 499,7 миллиарда рублей, в 2018 — 536,0 миллиарда, в 2019 — 584,8 миллиарда, в 2020 — 631,3 миллиарда рублей.

Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации

Цель проекта — создать к 2018 году условия для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства и увеличения числа обучающихся образовательных организаций, освоивших онлайн-курсы, до 11 миллионов человек к концу 2025 года.

Читать запись полностью »

ИКаРята и ИКАРы из Республики Коми — победители всероссийских робототехнических соревнований «ИКАР» на фестивале «РобоФест – 2017»

Опубликовано: 21 марта 2017 года




15-17 марта 2017 года в г. Москве в девятый раз проходил один из крупнейших робототехнических фестивалей в мире «РобоФест – 2017», в рамках которого проходили робототехнические соревнования линейки «Инженерные кадры России» — ИКАР (для школьников) и ИКаРёнок (для дошколят).

Напомним, что 17 и 18 февраля 2017 года на базе «Регионального ресурсного центра образовательной робототехники и развития молодежного технического творчества в РК» при ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. И.А. Куратова» прошел II Региональный отборочный этап Всероссийских соревнований «ИКаРёнок» и «ИКАР» в Республике Коми, в рамках которого были определены победители.

Главным победителем региональных соревнований в ИКаРёнке стала команда «Гӧгыль» из МАДОУ «ЦРР Д/С № 111» г. Сыктывкара с проектом «Дивӧ Гӧгыль», тренер Виноградова Ирина Викторовна.

Среди школьников своё первенство в ИКАРе подтвердил прошлогодний победитель Регионального и Всероссийского этапов соревнований «ИКаР 2016» — команда «MechanicTeam» из МАОУ «СОШ № 35», тренер Базаров Виктор Валентинович.

Республиканские команды «Гӧгыль» и «MechanicTeam» были официально направлены на всероссийский «РобоФест – 2017» как делегаты-участники от Республики Коми и выступили там весьма успешно.

Читать запись полностью »