В 2011 году в России будет разработана национальная операционная система
В полку национальных ИТ-проектов, имеющих вполне конкретные реальные очертания (как по времени, так и по деньгам), прибыло.
Кроме идей национальных доменных имён, почтовой системы, электронного правительства и контролируемого рунета, государство озаботилось созданием национальной операционной системы.
Операционную систему называют национальной, если государство во-первых, выступает заказчиком. Во-вторых, оно имеет право ее распространять и изменять. В-третьих, как заказчик государство прямо влияет на её разработку. В-четвертых, операционная система имеет широкое распространение на территории государства (т.е. она может называться национальной).
Систем, удовлетворяющих таким требованиям, сейчас в России не существует ни среди свободного, ни среди коммерческого программного обеспечения. Государство решило восполнить этот пробел.
Импульс проекту, как это водится последнее время, придаёт общий стратегический вектор на информатизацию со стороны российского Президента.
Первая версия российской национальной операционной системы появится в конце 2011 года, цитирует РИА Новости заявление замминистра связи и массовых коммуникаций Ильи Массуха. Как отмечает “Российская газета”, это будет прототип ОС.
В дальнейшем система будет дорабатываться. Массух не исключил, что полная версия ОС выйдет уже в 2013 году. На девяносто процентов проект будет состоять из исходного кода систем на базе ядра Linux. Как ожидается, в дальнейшем доля российских доработок в ней будет расти.
Cоздание национальной операционки – идея давно не новая. И, теоретически, неплохая.
Как и в случае со всеми доменными и почтовыми государственными авантюрами проектами, в случае операционной системы находятся аргументы, претендующие на убедительность.
В частности, большинство аргументов лежат в плоскости безопасности. Считается, что если Россия разработает собственную операционную систему, то в ней заведомо не будет “вшито” никаких “жучков” (программных закладок). Кстати, создание операционной системы планируется на базе ядра Linux.
В то же время, если спецслужбы будут исследовать программный продукт на наличие в нем недокументированных и недекларированных возможностей, то на тестирование операционной системы на базе “своего” Linux уйдет столько же времени и средств, сколько и на платформе Windows.
При этом крайне важным обстоятельством является то, что если в качестве государственной национальной ОС будет всё-таки выбрана открытая платформа, то после того как специальные службы проверят тот или иной участок кода, операционная система будет зафиксирована. Затем потребуется обеспечение полной неизменности кода в будущем. Ведь сертификация осуществляется для того, чтобы единожды проверив программный продукт с точки зрения безопасности, больше к этому вопросу не возвращаться.
Как следствие, после процедуры сертификации открытое программное обеспечение автоматически становится закрытым. И, значит, ставится под угрозу развитие программного продукта; в частности, совершенствование его функциональных возможностей. Необходимо “не трогать” программный продукт либо развивать его, но каждую “заплатку”, патч или драйвер придётся также сертифицировать. Очевидно, что всё это нереально.
Как вывод, сертификация любого ПО – что общемирового использования, что национального – и с точки зрения самих сертификационных мероприятий, и с точки зрения затрат, сопоставима как по деньгам, так и по времени.
Россия – не первое государство, которое озаботилось созданием национальной операционной системы. Не так давно, еще до последней революции, в Киргизии была разработана операционная система “Негиз” (это слово переводится с киргизского как “главный”, “основа”) на государственном языке. В Украине компанией Майлинукс была разработана первая национальная защищенная операционная система myLinux – украинский вариант системы Linux. Проходили сообщения и о создании национальной операционной системы в Китае, Иране и Северной Корее.
К примеру, северокорейская операционка Red Star уже готова и обладает следующими особенностями:
Те немногие независимые пользователи, что видели Red Star утверждают, что основная цель этой ОС – не допустить выхода немногочисленных северокорейских интернет-пользователей на пределы такого же немногочисленного северокорейского интернета. Система сделана таким образом, что выйти в интернет можно только через местный интернет-портал, называемый формально поисковым сервисом, но по факту представляющий собой онлайновую доску объявлений, аналогичную тем, что были популярны в середине 90-х.
Доступ информации извне здесь ограничен и пользователям остается довольствоваться только теми данными, что поставляет агентство ЦТАК (Центральное телеграфное агентство Кореи).
Напомним, что первая версия этой ОС была выпущена еще в начале 2000 годов. Red Star представляет собой полностью открытую ОС, которая внешне практически идентична Microsoft Windows. Здесь также есть иконка старта в левом нижнем углу, присутствуют иконки “Мой компьютер” и “Корзина”, знакомые всем пользователям Windows. Однако здесь присутствует и “фирменная” разработка – браузер “Моя страна”. Из названия понятно, как именно он позволяет работать с теми или иными ресурсами в сети.
В России нам обещают появление прототипа национальной операционной системы в 2011 году. Кто будет являться разработчиком операционной системы, пока не ясно. Разработчика выберут на конкурсе, который пройдет в начале 2011 года.
Как сообщают в Минкомсвязи, национальная операционная система будет предназначена в первую очередь для компьютеров, участвующих в программе “Информационное общество”, рассчитанной на период с 2011 по 2020 год. При этом навязывать использование свободного ПО и новой ОС власти не будут, однако формализуют формат обмена между ведомствами, входящими в проект “электронного правительства”.
Кроме национальной операционной системы для нужд электронного правительства предполагается создание национальной почтовой службы, о чём мы рассказывали здесь.
Кстати, в начале июня был объявлен тендер стоимостью 10 миллионов рублей на создание технологий национальной электронной почты. Победитель тендера, как и обещалось, бы определен в июле (на днях). Им стал Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций имени Бонч-Бруевича. До конца года должен появиться прототип сервиса. Позднее его хотят использовать на портале госуслуг для общения граждан с чиновниками. Источник первой цитаты: http://lenta.ru/news/2010/07/22/os/ Источник второй цитаты: http://www.securitylab.ru/news/392579.php
Комментарии:
Первые версии российской национальной операционной системы уже были.
А почему Linux? Не верите в потенциал страны?
Я не утверждал обратное. См. по тексту статьи:
Только обратите внимание – я говорю, что идея не новая. Рабочих же широкоиспользуемых версий НОС я пока ещё не встречал. Или они уже действительно есть и используются именно как национальные операционные системы?
А почему нет ?
Если серьезно, то мне, честно говоря, без разницы . Главное, чтобы от этого проекта польза была. Стране.
P.S. Addy, спасибо за ссылку. Знаем ваш ресурс. Даже говорим о нём нашим студентам, которые обучаются по специальности “комплексная защита объектов информатизации”.
Как с вами связаться ?
Оставить комментарий