Что скрывается за предложением «создать новый отдельный орган власти, отвечающий за реализацию республиканских целевых программ»?
Вчера проходило заседание Межведомственной комиссии (МВК) по экономическому развитию при республиканском правительственном Экономическом совете, где доклад делал в том числе и я как представитель Министерства образования.
Рассматривался вопрос о ходе реализации жилищных программ и подпрограмм, реализуемых разными ведомствами.
Рядовое, в общем-то событие — заседание комиссии. У нас разных заседаний и различных комиссий бывает до десятка в неделю.
Текущую заметку я писать вообще не планировал, поскольку, ещё раз повторюсь, заседание МВК — достаточно штатное событие.
Но, как оказалось, вчера и сегодня в офлайне достаточно бурно обсуждают то, что «Беляев предложил создать единый орган исполнительной власти, отвечающий за реализацию республиканских целевых программ».
Поскольку некоторые журналисты в очередной раз, скажем так, некорректно всё отранслировали в свои СМИ, далее (ниже) даю пояснения. Но, сначала замечу, что, к большому сожалению, в очередной раз приходиться включать ресурсы блога для пояснения тех моментов, которые правильно должны транслироваться прежде всего самими журналистами (наверно, какой-то кодекс профессиональной этики должен у журналистов быть).
Кстати, уважаемые журналисты, если у вас есть какое-то непонимание сказанного, ну вы подойдите, что-ли, уточните. Или позвоните. Мы никогда не отказываем в контактах, конструктивном общении и диалоге и любой момент прокомментируем (естественно, в тех пределах, которые возможны на текущий момент времени по тому или иному вопросу).
Конечно, сказанное выше относится не ко всем журналистам республики. Далеко не ко всем. С большинством представителей средств массовой информации у нас нормальные рабочие отношения, и почти всегда информация транслируется без искажений. Но «почти всегда» — не всегда. И вчера как раз случился такой случай (простите за тавтологию).
По существу
В настоящее время реализацией тех или иных жилищных программ и подпрограмм занимается несколько ведомств.
В республике Коми это прежде всего Министерство экономического развития, Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства, Министерство сельского хозяйства, Агентство по социальному развитию, Министерство образования.
Наша подпрограмма (которую курирует Министерство образования) называется (сокращённо) «обеспечение жильём молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище». Кстати, больше всего программ и подпрограмм реализуется Министерством экономического развития Коми.
А теперь смотрите.
Вот, например, вы как гражданин, который хочет попросить помощи от государства в решении жилищных вопросов, должны обратиться в соответствующее ведомство. Вы знаете, в какое? В Министерство образования по программе «жильё молодым семьям»? В Министерство экономического развития по программе «европейская ипотека»? Или, может быть, в Министерство сельского хозяйства, если вы живёте на селе?
Логично предположить, что вы будете обращаться во все инстанции с целью получить поддержку по какой-нибудь программе, по которой вы формально можете пройти как соискатель.
Теперь далее. Вы подаёте заявку, допустим, по «европейской ипотеке» в Министерство экономического развития (я несколько упрощаю модель; на самом деле в этой схеме ещё есть администрации муниципальных образований и прочие организационные посредники).
Минэкономразвития рассматривает вашу заявку, и если вы подходите по документам и прочим формальным признакам, Минэконом пишет в остальные ведомства официальный письменный запрос, а не получали ли вы поддержку по другим жилищным программам и подпрограммам?
Далее, к примеру, в Минобраз приходит такое письмо. Мы смотрим по нашим карточкам и программам, и затем пишет ответное письмо — получал или нет.
Т.е. мы имеем в наличии большое количество информационных потоков, на обработку которых уходит (утекает) время, и очень большое.
Соответственно, возрастают непроизводительные расходы (говоря экономическим языком). Не говоря уже о том, что как следствие, могут не совсем эффективно реализовываться те направления, непосредственной компетенцией которых является то или иное ведомство (например, наши профильные задачи в части развития образования и молодежной политики). Т.е. время, которое тратится сейчас на обработку запросов и прочих информационных потоков по жилищным программам, ведомство могло бы тратить на другие профильные задачи.
Я привёл всего лишь верхушку айсберга организационно-технических проблем, которые мы сейчас наблюдаем по вопросу реализации жилищных программ и подпрограмм.
Наверно, как следствие, логично хотя бы попытаться каким-то образом оптимизировать соответствующие управленческие процессы и информационные потоки.
Поэтому после своего основного доклада (на межведомственной комиссии) по реализации нашей жилищной подпрограммы, я предложил ровно три вещи.
- Во-первых, давно пора создать единую информационно-аналитическую систему (и позволить работать в ней в том числе и муниципалитетам), в которой регистрировались бы все обращения граждан за поддержкой и в которой можно было видеть траекторию прохождения той или иной заявки. Также предложил поручить эту работу имеющемуся в республике Центру информационных технологий.
- Во-вторых, имеет смысл создать единую «горячую линию» на базе Центра телефонного обслуживания при том же Центре информационных технологий. Чтобы гражданин знал один номер телефона (а не двадцать, в которых путается), по которому он мог бы позвонить и узнать всю имеющуюся информацию по вопросам жилищных программ. Кстати, мы (министерство образования) сейчас рассматриваем возможность организации «горячей линии» на базе ЦТО ЦИТ по летнему отдыху и оздоровлению детей и уже почти договорились с ЦИТ.
- В-третьих, и это я предложил рассмотреть (дословно) «не прямо завтра, а в среднесрочной или долгосрочной перспективе» — изучить вопрос об определении единого органа власти, который бы отвечал за реализацию всех жилищных программ и подпрограмм в республике. Чтобы было не 5-7 ведомств — равноправных модераторов по данному (жилищному) вопросу, а одно. Ещё раз подчеркну — не создать новый орган власти, а наделить всеми необходимыми полномочиями и ответственностью один из имеющих органов исполвласти. При этом я не стал уточнять, какой именно орган мы предлагаем сделать таковым. Другой момент тоже ещё раз подчеркну — по реализации только жилищных программ и подпрограмм, а не абсолютно всех целевых программ и госпрограмм в республике, как это двуссмысленно отранслировано в некоторых средствах массовой информации, например, здесь.
Заместитель Главы Владимир Алексеевич Тукмаков, как председатель МВК, первые два предложения принял сразу, и, насколько я понимаю, соответствующие поручения Центру информационных технологий (и соответствующим ведомствам) сформулированы будут в ближайшее время.
Насчёт «единого органа исполвласти» Владимир Алексеевич сказал что «надо рассмотреть, но при этом необходимо учитывать отраслевую специфику».
Не спорю.
В тоже время, если говорить об отраслевой специфике нашей подпрограммы «жильё молодым семьям», то она, по большому счёту заключается только в слове «молодые» (т.к. мы курируем молодежную политику в регионе).
На 99 процентов реализация подпрограммы сводится к приёму заявок от муниципалитетов, составлению списков, расчету стоимости жилья, калькуляциям стоимости тех или иных процедур, составлению актов, переписке с другими ведомствами и т.д. Т.е. — к технической , де-факто почти «риэлторской» работе, которая ну никак не является профильной для министерства образования.
Кстати, на федеральном уровне данную подпрограмму («жильё молодым семьям») курирует Министерство регионального развития, а не Министерство образования и науки РФ.
У нас в отделе молодёжной политики занимается этой работой полтора специалиста (один — постоянно, а второй «на подхвате»). Весь день фактически только этой работой и занимаются, хотя если говорить о молодежной политике, то у нас огромный объем других, профильных задач — это и Год молодежи, и реализация долгосрочной целевой программы «Молодежь Республики Коми 2011-2013», и патриотическое воспитание, и антинаркомания, и спортивное направление и еще «вагон и маленькая тележка» других менее глобальных задач и проектов молодёжной тематики.
Мы не против осуществлять мониторинг молодых семей, да и вообще всей молодежи и работников отрасли образования, в целях выявления потребностей по жилью, анализа ситуации, подготовки тех или иных предложений (это, как раз, элемент и молодежной политики, и регулирования сферы образования). Более того, это — наша работа (в составе комплекса задач по управлению образовательной отраслью и молодежной политикой в регионе).
Но сами жилищные программы должны реализовываться организационно-технически всё-таки не министерством образования, а, может быть, даже вообще никаким из министерств, а одним из имеющихся казенных учреждений.
Для примера: у Министерства образования есть подведомственное учреждение – Центр детско-юношеского спорта и туризма, который занимается технической работой по организации процесса летнего отдыха и оздоровления детей. Т.е. органы исполнительной власти в составе соответствующего Координационного совета определяют стратегические вопросы по летнему отдыху и оздоровлению детей. Министерство образования как единый уполномоченный орган осуществляет тактическое управление, в т.ч. и взаимодействие с муниципалитетами. Центр детско-юношеского спорта и туризма занимается по нашему поручению текущими техническими вопросами. Мне кажется, такую практику было бы неплохо распространить и на некоторые другие направления работы органов исполнительной власти, например, на управление жилищными программами и подпрограммами в республике.
Поэтому я и предложил на вчерашнем заседании МВК всем нам (органам исполнительной власти) подумать над тем, чтобы в Коми был единый организационно-технический координатор и реализатор жилищных программ.
Мне кажется, все от этого только выиграют.
Во-первых, сократятся издержки на обеспечение этого процесса в республике. И временнЫе, и финансовые.
Во-вторых, муниципалитетам будет легче организовывать свою работу по данному (жилищному) направлению на местах, поскольку у них будет одна «нянька» в республике, а не пять.
В-третьих, гражданам будет удобнее и понятнее — они будут знать единую точку входа в этот вопрос. И, кстати, легче будет найти виновных в случае провала тех или иных жилищных программ и подпрограмм.
Вместо заключения
В прикладной науке бизнес-управления есть такое понятие как «реинжиниринг бизнес-процессов», т.е. перестройка процессов управления в целях оптимизации и повышения эффективности работы всей системы.
Это нормальная практика, и в бизнес-среде она применяется достаточно часто.
Почему бы не осуществить реинжинирнг и по некоторым, сейчас фактически неповоротливым и искусственно тяжелым и избыточно сложным, процессам государственного управления?
Так что, считаю, ничего революционного я не предложил .
Надеюсь, после комментариев, данных мной в текущей заметке, многим станет более понятным, что имел ввиду «Беляев на заседании межведомственной комиссии по вопросу реализации жилищных программ», когда формулировал своё предложение об «определении государственного органа, отвечающего за реализацию республиканских целевых программ».
P.S.
Как говорил выше, я бы не стал готовить эту заметку, если бы не некоторые наши журналисты, которые абсолютно двусмыссленно и искаженно отранслировали общественности то, что происходило на МВК в части моего выступления.
Я, кстати, вообще не знал, что в зале были журналисты. Шёл на рабочее совещание, на котором председатель МВК в самом начале попросил озвучить и проблемы, с которыми сталкиваются ведомства при реализации жилищных программ.
Проблем у нас, у министерства образования, нет. Всё необходимое по реализации нашего фрагмента жилищной программы мы делаем своевременно и в полном объеме. Проблем нет. Кроме одной — организационно-технической, о которой я и поведал уважаемым членам межведомственной комиссии. А уважаемых журналистов я в очередной раз хотел бы попросить уточнять то, о чём вы пишите. Своими двуссмысленными статьями вы можете создать кучу ненужных проблем всем.
Уважаемые журналисты, когда вы пишите публично, что
В Коми могут определить государственный орган, отвечающий за реализацию республиканских целевых программ. С таким предложением сегодня на заседании межведомственной комиссии по экономическому развитию при Экономическом совете Коми выступил замминистра образования региона Дмитрий Беляев.
вы хотя бы уточняйте, каких именно программ.
В данном случае — жилищных!
А то многие (в т.ч. некоторые мои коллеги-чиновники в других органах власти) в офлайне серьезно возбудились от таких якобы моих заявлений. Шутка ли! Мало того, что «Беляев предложил создать новый отдельный орган исполнительной власти», да ещё и «по всем целевым и госпрограммам»!
Надеюсь, ok, уважаемые журналисты?
Заранее спасибо за понимание.
P.S.S.
Если что-то непонятно по существу вопроса, готов дать дополнительные комментарии в случае такой необходимости.
Источник фото и цитаты: БНКоми
Комментарии:
Дмитрий Анатольевич, добрый день.
Ко всему можно добавить создание единого портала, предоставляющего информацию по всем жилищным программам в республике.
Портал, как служба “единого окна”, действующая как для предоставления информации о существующих жилищных программах, так и для возможности включения в одну из них.
-Автоматическая переадресация в профильное ведомство РК (в части жилищной программы), а также формирование единой для всех министерств базы участников жилищных программ РК. Суперцель- оптимизация работы органов власти в работе с информационными потоками.
Для этого точно не надо создавать отдельного органа власти.
В случае создания на базе ЦИТ горячей линии, данный проект может стать его логичным продолжением.
Не уверен, что проект претендует на оригинальность. Америки, наверно, я не открыл.
P.S. Отправлял вам проект на электронный адрес expert@bda-expert.ru с рабочей почты.
С уважением
Михаил
Дмитрий Анатольевич, подобный проект уже начинали готовить. Единая система по жилищным сертификатам. Пол-года, может быть, год назад. Если не ошибаюсь, проблема была в том, какое из ведомств выступит функциональным заказчиком. Технически вопрос решаем, но требуется жесткая политическая воля руководства.
И это относится к любым процессам реинжиниринга бизнес-процессов (это относительно статьи на БНКОМИ). Эти процессы всегда бывают очень жесткими и болезненными. В любой структуре, коммерческой или государственной.
Сколько я бегала, пытаясь выяснить, что я могу сделать для своих детей и какую помощь получить от государства (стою безуспешно в течение многих лет в очереди). Более-менее толковую консультацию по имеющимся программам смогла получить только в минэкономразвития. В мэрии вообще еле нашли карточку жилищной очереди и послали в другие министерства. (А как умиляет очередь в мэрии, когда там обед. Какой обед может быть в мэрии, если туда люди идут во время своего обеда? Неужели нельзя плавающий график сделать, чтобы люди беспрепятственно и быстро могли решить все свои вопросы? Над дверью написано что-то типа “Единое окно” (решаем все проблемы разом), заходишь – а там действительно работает только одно окно, остальные закрыты (работают по другим дням), ну и ожидание конца обеда плавно перетекает в ожидание своей очереди в это одно окно.0
За все эти годы я поняла одно – никто не собирается решать проблемы очередников. Ты приходишь – и уходишь, о тебе забывают, когда еще дверь не успела закрыться за тобой. Не надо бумажные программы выполнять – решайте проблемы людей, стоящих в очереди, у вас есть вся информация о них – вот единственная программа. А так получается: люди сами по себе, программы сами по себе.
Идея хорошая – свести воедино, но будет ли толк? Я также приду в этот орган власти, мне покажут расклад всех программ, но не помогут выбрать оптимальный вариант, не станут сопровождать в этом нелегком пути.
Оставить комментарий