Стратегическое планирование: развитие страны и региона
Несколько дней назад я высказал ряд своих мнений относительно известной «Стратегии 2020».
Как упомянул там же, региональному форуму по «Стратегии 2020» (который прошёл в республике Коми на прошлой неделе), предшествовало заседание «Дискуссионного клуба, организованного по инициативе Регионального совета сторонников и Консультативного совета общественных организаций в преддверии Регионального форума «Стратегия 2020».
Я принимал участие в заседании «дискуссионного клуба» в качестве содокладчика по теме «Стратегическое планирование: развитие страны и региона». К подробностям своего участия в указанном мероприятии я обещал вернуться через некоторое время (что и делаю в текущей заметке).
Всего же тем для обсуждения, напомню, было четыре:
Повестка дня включала в себя несколько направлений для обсуждения:
- Стратегическое планирование: развитие страны и региона.
- Современная культура: роль в развитии региона.
- Экономика инноваций: основа повышения качества жизни.
- Наша демократия: механизмы взаимодействия общества и власти.
Ограниченность времени для доклада не позволила мне полностью выразить свою точку зрения по направлению «Стратегическое планирование: развитие страны и региона».
Поэтому привожу основные тезисы доклада про стратегическое планирование здесь (озвученные там же тезисы про роль информатизации государственного управления и вузовского сообщества в этом процессе в текущей заметке упоминать не буду, т.к. на блоге и так достаточно заметок по этому поводу).
Что такое стратегическое планирование развития страны и региона?
Во-первых, стратегическое планирование социально-экономического развития региона не должно быть разовой акцией, направленной на удовлетворение каких-либо текущих конъюнктур. Планирование должно быть постоянным и системным процессом, инициируемым и поддерживаемым, прежде всего, местными политическими и экономическими сообществами (в том числе экспертными; в том числе и из научно-образовательной сферы республики).
Стратегическое планирование (как функция стратегического проектного менеджмента) в настоящее время становится важнейшим (если не главным) инструментом государственного управления.
Очевидным фактом является то, что традиционное административно-иерархическое планирование, которое до сих пор преобладает «на местах», неспособно справиться с поставленными Президентом задачами модернизации страны.
Во-вторых, стратегический план не должен быть чисто административным регламентом, спускаемым сверху. Этот документ должен являться прежде всего «договором общественного согласия», в соответствии с которым и органы исполнительной власти, и коммерческие предприятия, и различные общественные организации должны добровольно и согласовано принять на себя некие определенные обязательства.
То есть стратегический план развития страны и региона не должен быть жесткой директивой. Он должен быть сводом согласованных и разумных требований бизнеса, других организаций и учреждений, а также населения к органам исполнительной власти и наоборот. Должна наличествовать многовекторная и многофакторная договоренность о конкретных мерах повышения эффективности совместной деятельности в тех или иных областях социально-экономической сферы региона.
При этом предпринимаемые меры должны быть стратегически важными в большей степени для населения региона, города, муниципалитета, нежели для их органов власти.
Другими словами, процесс стратегического планирования должен реализовываться механизмами поиска стратегических ориентиров и обеспечения согласованных действий по их достижению на уровне общественного консенсуса с привлечением экспертного (в т.ч. и из научно-образовательной сферы) и общественно-политического потенциала (а этот потенциал в республике есть).
В-третьих, стратегический план должен определять не столько тактическую, сколько долгосрочную направленность развития региона с одновременной концентрацией на ключевых «точках роста» (наиболее перспективных направлениях), выявленных на основе всестороннего анализа потенциала региона, его (потенциала) ёмкости, а также сильных и слабых сторон. Немаловажно при этом построить модель угроз и матрицу возможностей и использовать их затем в процессе стратегического планирования. Угрозы и возможности определяются как внутренними региональными факторами, так и общефедеральной внешней средой. Их необходимо учитывать.
В-четвертых, и об этом я также говорил тут, если говорить о стратегическом планировании, то к стратегии должны быть приложены конкретные и ясные календарно-ресурсные планы подпроектов тактического и операционного уровней (а они необходимы как элемент организационно-технического дополнения к стратегии).
И, наконец, в-пятых:
… Я против большого количества красивых слов, которые, как правило, редко превращаются в нечто осязаемое для простого среднестатистического жителя страны. Более того, мне кажется, что большинству жителей страны «до фени» всякие стратегии, которые обсуждаются одними и теми же людьми. Только в разных местах и разных коллажных составах.
Большинству жителей главное совершенно другое — чтобы был свой дом, а в нём холодильник, забитый качественными продуктами, современная бытовая техника, чтобы был приличный автомобиль и чтобы была работа, выполняя которую, гражданин мог получать достойную заработную плату, чтобы купить всё то, о чем я написал выше…
P.S. Думаю, это не последняя заметка в этом блоге на тему стратегического развития и страны, и нашей республики.
Источник цитат: http://bda-expert.com/2011/02/strategiya-2020
Картинка взята отсюда: bfm.ru
Комментарии:
Вы пишете: “Большинству жителей главное совершенно другое — чтобы был свой дом”
Я тут предлагал следующий расклад:
Максимально упростить процедуру получения земли под индивидуальное жилищное строительство. Ведь построить дом намного дешевле чем купить квартиру. А деньги направляемые государством на улучшение жилищных условий лучше бы направить частично на создание инфраструктуры в новых поселках
Согласен по всем пунктам. Для начала – изучить опыт других регионов. Попадаются довольно толковые программы. Плюс заработала ГАС Управление – в ней базовая модель индикаторов уже заложена.
Дмитрий – согласен, но добавил бы – максимально упростить и максимально информатизировать.
Образец:http://rostkomi.blogspot.com/2010/10/blog-post_27.html
Вы правы, в этом плане тоже есть над чем поработать
Дмитрий, можно ознакомиться с материалами по этому вопросу, если они у Вас есть? Или всё пока на уровне идеи и предложения?
Да. Но пока, насколько я понял Дмитрия, процедура если и есть, то она очень сложная, а значит до её информатизации необходимо осуществить её реинжиниринг (оптимизировать ~ упростить).
Пока все на уровне идеи. Процедура на самом деле есть, но она действительно довольно сложна для понимания простого человека. Еще один фактор тормозящий этот процесс – статус земель. Свободных земель предназначенных для жилищного строительства в большинстве муниципалитетов просто нет. Есть лесной фонд, земли сельхозназначения, статус которых необходимо изменить
Дмитрии
Порядок в законодательстве наводят:
http://www.rg.ru/2011/01/03/doli-anons.html
Далее – требуется экстренное внесение изменение в административные регламенты МО-собственников земли.
Там все не так сложно. Есть вопросы с межеванием и кадастровым учетом, но они решабельны:)
Интересный документ, судя по всему. Надо будет изучить на досуге.
С одной стороны межевание и кадастровый учет можно производить за счет желающих получить участок. Там процедура недорогая, предельная стоимость, если не ошибаюсь – 10 тыс. руб. Но с другой стороны удобней было бы провести всю процедуру одновременно со всеми участками перед распределением, но на это вряд ли найдутся средства у муниципалитета
А вот с изменениями в административных регламентам мне кажется все сложнее обстоит
Оставить комментарий