Весна напрокат
Они смотрели на лёд и снег, которые пока ещё сковывали реку.
Зима была морозной и снежной. Давно таких зим не было. Прошедшей зимой хватило всего — и многодневных завывающих метелей, и стойких «оловянных» морозов, и многодневных снежных заносов.
Зима прошла, и всей природе хотелось поскорее остановить унылость и тоску зимней поры. Природа уже хотела проснуться, и мартовские капели, а также начавшееся таяние снега возвещали о том, что пора.
Он появился в её жизни случайно. Она была там, где он случайно оказался по воле событий, которые как-будто и не предвещали их встречу. Случайно ли?..
Они смотрели на реку и молча разговаривали друг с другом. Они вспоминали каждый своё. Он — воспоминания о прожитой жизни. Она — мечты о жизни, еще только начинающейся.
Где-то вдалеке рыбаки удили рыбу. Лёд на реке пока ещё позволял находится рыбакам на нём, бурить лунки и пытаться кого-нибудь поймать. Щуку, леща, окуня — неважно. Рыбакам, поклонникам подлёдной ловли, был важен процесс, а не результат. Они приходили на реку каждый день, уходили нередко с пустыми ведрами. Но — удовлетворенными, потому что они в очередной раз пытались кого-нибудь поймать, и иногда это удавалось.
Весна наступила в то время, когда казалось неизменным то, что складывалось годами. У каждого — своё.
Она напоминала ему ласточку, стремительную, дерзкую, но в то же время лёгкую и ранимую. Он казался ей необычным гостем из её мечты. Из мечты о сильных эмоциях и стремлении ощутить весну не так, как предыдущие много лет. Она сначала не спрашивала его о том, откуда он появился. Он потом не искал ответов на вопрос, почему она оказалась именно там, где ему суждено было оказаться тоже.
Наступила весна. На реке пошёл ледоход. Они каждый раз приезжали в то место, которое некоторое время назад начало формировать их общую память. Рыбаков уже не было. Они начали ждать летнего сезона ловли рыбы. Катеров и лодок пока еще не было тоже, потому что остатки льда еще плыли по течению реки. Кто-то мечтал о необычном – поймать рака – но, география и природа этого места просто кричали о том, что раки в этой реке не водятся. Или всё-таки есть?..
Их встречи становились всё чаще, их дыхания сливались всё ближе в своей синхронности и частоте. Их взгляды смотрели параллельно тем желаниям, которые формировали у них весна и обстоятельства.
Они ждали того момента, когда деревья станут зелёными. В то же время они понимали, что как только это произойдет, весна закончится. То, что у них появилось в конце зимы и сформировалось весной — оно не могло стать постоянным. Весна подарила им радость взаимных встреч, радость и силу эмоций, параллельных мыслей, в окружении весеннего природного очарования. Но она — весна — должна будет закончиться.
— Ты будешь обо мне вспоминать? — спросила она своими широко раскрытыми глазами с длинными, но по детски невинными, ресницами.
— Я не буду помнить эту весну, их было много. Но я запомню тебя, потому что этой весной ты была ею, — сказал он, отвечая её глазам цвета морской волны, которые грустно смотрели на него.
Они смотрели на реку, на которую опускались сумерки. Небо апреля было чистым. Стали становится видными звезды, которые россыпью своих разноцветных ярких точек привлекали взгляды тех, кто хотел найти в них ответы на свои вопросы без ответов.
Эта весна была для них обоих очередной попыткой изменить обстоятельствам, обманув время. Время есть для тех, кто ждёт изменений. Его нет тогда, когда ничего ждёшь, а то, что есть — ценишь.
Через несколько дней лёд на реке окончательно уйдёт в небытие. Когда был лёд, он помогал рыбакам быть уверенными в своём нахождении на реке, подо льдом которой жизнь не замирала не на миг, даже в лютые морозы этой зимой. Лёд только внешне сковывал то, что на самом деле продолжало жить своей жизнью.
Когда наступит май и затем лето, рыбаки пересядут на лодки и продолжат делать своё рыболовное дело. Река будет продолжать жить своей бурной природной жизнью. Деревья какое-то время будут продолжать оставаться зелёными. Всё это будет происходить до тех пор, пока не наступит очередная осень и затем — новая зима.
Этой весной они попробовали взять у друг друга то, что им обоим не принадлежало. Они взяли друг у друга время, и затем оно же остановило их.
Весна была им дана напрокат — временно, не навсегда. Временное не всегда может стать постоянным, потому что зачастую у каждого уже есть другое постоянное, сильнее того, чем их общее временное.
Когда деревья станут зелёными, все закончится. Останутся только вопросы. Зачем этой зимой они встретились? Чтобы вместе встретить наступающую весну? Чтобы понять, что весна не может навсегда подарить им то, что им не принадлежит?
Весна напрокат. Им пришлось отдать обратно то, что они взяли не навсегда, при этом заплатив за эту весну высокую цену. Эта цена — их общая память об общих событиях и эмоциях, которые останутся с ними на всю оставшуюся жизнь. Это будет их мучить, но постепенно и это пройдёт..
— Мы еще встретимся когда-нибудь? — спросила она своими чуть заметными, но всё же слезами.
Он смотрел на неё, но так и не смог ничего ей ответить. Потому что любой его ответ был бы неправдой.
Зачастую хочется обмануть время, обогнать его. В стремлении усилить то, что на самом деле невозможно сделать вечным по тем или иным обстоятельствам. Не возможно остановить время, и сделать весну бесконечной. Возможно только случайно встретиться и затем неслучайно расстаться.
Всё завершилось?
***
— Привет, как дела? — он позвонил ей через несколько лет, совсем другой весной.
— Кто это? — через несколько секунд молчания ответила она, стоя одна на берегу той реки, которая снова пока еще сохраняла остатки льда после очередной почти уже завершившийся зимы. — Извините, вы, наверно, ошиблись номером, — еще через несколько секунд добавила она и завершила разговор кнопкой «отбой».
Где-то вдалеке медленно покачивалась одинокая лодка. Она стояла на другом берегу. Поэтому невозможно было в неё сесть и начать плыть туда, куда ей очень хотелось попасть. К нему. Ей очень этого хотелось. Но она понимала, что их весна давно мертва, и лодка находится на другом берегу, куда именно сейчас она добраться точно не сможет.
Она развернулась и ушла с берега.
Она вернулась в свой дом, и больше никогда не возвращалась на тот берег реки, который когда-то стал ненадолго для них обоих родным и близким. Сейчас его нет. Он умер, несмотря на то, что где-то продолжает жить, в той весне. Как и она, та весна, которая случилась несколько лет назад с ними. Теперь уже эти берег и весна для другого и для других.
Через какое-то время наступил май, и деревья снова стали зелеными. Но это уже не было так больно, как тогда, несколько лет назад, когда деревья стали зелеными в их первый раз…
Всё случается в первый раз. Потом, во второй, в десятый раз. То первое становится обыденным, вторым и десятым. И постепенно — не больным. Всегда так.
Всё завершилось. Навсегда.
(С) Дмитрий Беляев, 04.04.2021
Рисунок: Яндекс картинки
См. также (другие рассказы автора):
Оставить комментарий