О базарных мухах
Беги, мой друг, в свое уединение! Я вижу, ты оглушен шумом великих людей и исколот жалами маленьких.
С достоинством умеют лес и скалы хранить молчание вместе с тобою. Опять уподобься твоему любимому дереву с раскинутыми ветвями: тихо, прислушиваясь, склонилось оно над морем.
Где кончается уединение, там начинается базар; и где начинается базар, начинается и шум великих комедиантов, и жужжанье ядовитых мух.
В мире самые лучшие вещи ничего еще не стоят, если никто не представляет их; великими людьми называет народ этих представителей.
Плохо понимает народ великое, т. е. творящее. Но любит он всех представителей и актеров великого.
Вокруг изобретателей новых ценностей вращается мир — незримо вращается он. Но вокруг комедиантов вращается народ и слава — таков порядок мира.
У комедианта есть дух, но мало совести духа. Всегда верит он в то, чем он заставляет верить сильнее всего, — верить в себя самого!
Завтра у него новая вера, а послезавтра — еще более новая. Чувства его быстры, как народ, и настроения переменчивы. Опрокинуть — называется у него: доказать. Сделать сумасшедшим — называется у него: убедить. А кровь для него лучшее из всех оснований.
Истину, проскальзывающую только в тонкие уши, называет он ложью и ничем. Поистине, он верит только в таких богов, которые производят в мире много шума!
Базар полон праздничными скоморохами — и народ хвалится своими великими людьми! Для него они — господа минуты.
Но минута настойчиво торопит их: оттого и они торопят тебя. И от тебя хотят они услышать Да или Нет. Горе, ты хочешь сесть между двух стульев?
Не завидуй этим безусловным, настойчиво торопящим, ты, любитель истины! Никогда еще истина не повисала на руке безусловного.
От этих стремительных удались в безопасность: лишь на базаре нападают с вопросом: да или нет?
Медленно течет жизнь всех глубоких родников: долго должны они ждать, прежде чем узнают, что упало в их глубину.
В сторону от базара и славы уходит все великое: в стороне от базара и славы жили издавна изобретатели новых ценностей.
Беги, мой друг, в свое уединение: я вижу тебя искусанным ядовитыми мухами. Беги туда, где веет суровый, свежий воздух!
Беги в свое уединение! Ты жил слишком близко к маленьким, жалким людям. Беги от их невидимого мщения! В отношении тебя они только мщение. Не поднимай руки против них! Они — бесчисленны, и не твое назначение быть махалкой от мух.
Бесчисленны эти маленькие, жалкие люди; и не одному уже гордому зданию дождевые капли и плевелы послужили к гибели.
Ты не камень, но ты стал уже впалым от множества капель. Ты будешь еще изломан и растрескаешься от множества капель.
Усталым вижу я тебя от ядовитых мух, исцарапанным в кровь вижу я тебя в сотнях мест; и твоя гордость не хочет даже возмущаться.
Крови твоей хотели бы они при всей невинности, крови жаждут их бескровные души — и потому они кусают со всей невинностью.
Но ты глубокий, ты страдаешь слишком глубоко даже от малых ран; и прежде чем ты излечивался, такой же ядовитый червь уже полз по твоей руке.
Ты кажешься мне слишком гордым, чтобы убивать этих лакомок. Но берегись, чтобы не стало твоим назначением выносить их ядовитое насилие! Они жужжат вокруг тебя со своей похвалой: навязчивость — их похвала. Они хотят близости твоей кожи и твоей крови.
Они льстят тебе, как богу или дьяволу; они визжат перед тобою, как перед богом или дьяволом. Ну что ж! Они — льстецы и визгуны, и ничего более.
Также бывают они часто любезны с тобою. Но это всегда было хитростью трусливых. Да, трусы хитры!
Они много думают о тебе своей узкой душою — подозрительным кажешься ты им всегда! Все, о чем много думают, становится подозрительным.
Они наказывают тебя за все твои добродетели. Они вполне прощают тебе только — твои ошибки.
Потому что ты кроток и справедлив, ты говоришь: «Невиновны они в своем маленьком существовании». Но их узкая душа думает: «Виновно всякое великое существование».
Даже когда ты снисходителен к ним, они все-таки чувствуют, что ты презираешь их; и они возвращают тебе твое благодеяние скрытыми злодеяниями.
Твоя гордость без слов всегда противоречит их вкусу; они громко радуются, когда ты бываешь достаточно скромен, чтобы быть тщеславным.
То, что мы узнаем в человеке, воспламеняем мы в нем. Остерегайся же маленьких людей!
Перед тобою чувствуют они себя маленькими, и их низость тлеет и разгорается против тебя в невидимое мщение.
Разве ты не замечал, как часто умолкали они, когда ты подходил к ним, и как сила их покидала их, как дым покидает угасающий огонь?
Да, мой друг, укором совести являешься ты для своих ближних: ибо они недостойны тебя. И они ненавидят тебя и охотно сосали бы твою кровь.
Твои ближние будут всегда ядовитыми мухами; то, что есть в тебе великого, — должно делать их еще более ядовитыми и еще более похожими на мух.
Беги, мой друг, в свое уединение, туда, где веет суровый, свежий воздух! Не твое назначение быть махалкой от мух.
Так говорил Заратустра.
Фридрих Ницше
Комментарии:
Кажется, я догадываюсь о причинах подобной публикации…
“Так говорил Заратустра” Ф. Ницше – весьма сложная, на мой взгляд, книга. Она настолько богата в художественном отношении, что становится трудно самостоятельно реконструировать полноценную философскую концепцию этого блестящего автора… Зато читается с таким упоением, правда? Минуты чтения подобных текстов как глоток свежего воздуха – отвлекают тебя от ненужных мыслей, обращают к оптимизму и бодрости, стимулируют мышление. С освоением классики ты как будто обновляешься. Как и Космос, она помогает философски относиться к жизни…))
Неужели на чтение серьезной литературы время находится?))
И в чём же эти причины?
Безусловно.
Еще “Странник и его тень” – тоже философский бестселлер пера Ницше. Также его “Воля к власти” впечатляет, как, впрочем и “Мир как воля и представление” другого автора – Шопенгауэра.
Правда.
Иногда мне кажется, что Ницше говорил в своих книгах о нашем времени…
Нет, конечно))) Я её (серьезную литературу) почитывал весьма внимательно о-о-очень давно. Лет двадцать назад…
P.S. Каждое время выбирает своих героев, но иногда оно ошибается…
Насчет актуальности творений Ф. Ницше. Безусловно, вы правы. И не только потому, что это классическое наследие, которое отличается своей возвышенной ролью «воспитания сердец и наставления умов». Недаром классика регулярно воспроизводится, переосмысляется в трудах последующих философских течений.
Но, на мой взгляд, тут присутствует еще и сугубо личностный, психологический момент. Вне зависимости от рода занятий каждый из нас познает нечто новое, набирается опыта, испытывает эту жизнь и подвергается ее испытаниям… Человека отличает прежде всего особая духовная организация, способность чувствовать, думать, благодаря чему все мы, в большей или меньшей степени, желаем творчески помыслить происходящее. Отправной точкой размышлений часто служит собственный путь, но далее неизбежно обращаешься к попыткам создания более емких зарисовок. В вашем случае вы сопоставляете произведения Фридриха Ницше с настоящим временем и это прекрасно, т.к. говорит о подобном желании.
Другое дело, когда этому посвящаешь лишь мгновения своего досуга – например, сидя за рулем, чашкой кофе или в минуты курения на крыльце.)))
О причинах выбора маленькой главки под названием «О базарных мухах» писать не буду. Мне кажется, когда дело касается сугубо личного, состояния души, предпочтительно избегать публичных пространств. Скажу только, что и в моем случае, по крайней мере сейчас, присутствует потребность в особой, умиротворяющей атмосфере…
P.S. Ваше пожелание появляться почаще весьма приятно мне!
Забыла одну деталь.))
Советую: Andrea Bocelli, Rapsodia (альб. II Mare Calmo Della Sera (1994)).
Оксана, спасибо за внимательные комментарии и тонкое понимание-анализ философского бэкграунда (коряво сказал, знаю ), которое незримо нас окружает.
Мне кажется, философские взгляды любого философа так или иначе можно интерпретировать в контексте любого времени (эпохи; поколения; etc.).
Но, если говорить о себе, то я очень уважаю немецкую классическую философию – и Ницше, и Шопенгауэера, и Канта. Гегеля – в меньшей степени (хотя, она более “светлая” чем у всех других). Поэтому их чаще всех вспоминаю.
Вы много знаете . Хотя, и за этими занитиями я больше думаю о “насущном”, нежели о вечном. Хотя при этом стараюсь никогда не забывать, что:
Согласен частично с Вашим мнением:
Но… Настоящее одиночество ощущается только в толпе . Мне так кажется.
Что Вы под ней подразумеваете? Если не секрет, конечно…
Ok. Хотя тут всё почти просто:
+ вот это: http://bda-expert.com/2011/06/nuzhny-li-passionarii-v-universitete/
Ok. Ловлю на букве! То есть “на слове”
На здоровье, Дмитрий Анатольевич!
О вашем пиетете к немецкой философской классике вы в свое время говорили мне. Только не называйте, пожалуйста, гегелевскую концепцию более “светлой”: у меня полдиплома было по Гегелю; в его текстах сам черт ногу сломит!! Уж кое-каким терпением я обладаю, но иногда просто хотелось потихоньку захлопнуть книгу и на цыпочках выйти из комнаты, попить чайку с жасмином…)))
Насчет моего “многознания”… Да просто большинство мужчин так и поступает, наверное. Но иногда, даже если плохо знаешь человека, приходит на ум какой-нибудь образ: допустим, он занят тем-то и тем-то, но одновременно задумывается о таких-то вещах. Вот и все. Что самое удивительное, срабатывает иногда на все 100! Наверное, это и есть женская интуиция…
Ваша цитата о “командировочной жизни” отражает влияние восточной традиции.
Далее. Настоящее одиночество ощущается не только в толпе, уж поверьте. Бывает так, что человек духовно одинок и несчастен даже среди родных и близких…
Вы просите конкретизировать мое желание присутствия в определенной атмосфере спокойствия. Мне хочется ответить вопросом на вопрос: а как полагаете вы?))
Да. Я помню .
Мне так показалось в своё время, когда я параллельно изучал Гегеля и Канта.
Это точно. Но “черт ногу сломит” во многих философских текстах .
Не большинство .
Да. Я сторонник некоего собственного понимания окружающего мира и того, что скрыто. В этом понимании есть элементы буддизма, связанные с кармическими узлами, тонкими телами и т.д.
Каждый из нас – это сгусток некоей информации, которая взаимодействует с другой информацией (другими людьми). В этом контексте абсолютно одиноким можно быть только там, где объемы “чужой” информации в занчительной степени превосходят твою собственную. Т.е. в толпе . Не настаиваю. Просто объяснил свою позицию.
Наверно, “чаёк с жасмином” и чтобы никого не было рядом .
Вы огорчили меня, Дмитрий Анатольевич.
Неужели произвожу впечатление такой недотроги, что можно обо мне так и подумать – «чаек с жасмином и чтобы не было никого»? Неужели так?..
Мне действительно очень мило одиночество, наличие некоторых жизненных удобств… Каждый день испытываю потребность проводить наедине с собой не один час для восстановления внутреннего равновесия, чтения, творческого развития… Но считаю это вполне нормальным, особенно для девушки.
Теперь о главном. Что представляет собой та особая атмосфера, о которой было упомянуто выше? Попробую высказаться.
Для начала цитата: «Как только не интерпретируют замечательное греческое слово “истина” (“алетейа”)! Однажды один эллин попытался объяснить, что на самом деле вкладывают в это слово его соотечественники. “Понимаешь, – сказал он, – Истина – это когда ты входишь в селение после дня непростого пути. Ты голоден, ты хочешь пить, отдохнуть. Ты соскучился по людям, по общению. Ты проходишь один дом, второй – они закрыты. Наконец тебе встречается дом, двери в котором отворены. Хозяева приглашают тебя внутрь, наливают вина, ставят на стол угощение, омывают ноги – и расспрашивают о пути, о новостях, прерывая порой расспросы рассказом о себе. Это и есть истина».
Таким образом, «истина – это дар общения: неторопливого, несуетного. Истина – дар открытости и ответной речи. Недаром Платон так высоко оценивал беседу, причем живую беседу… Беседа – это место и ситуация истины; в беседе рождается истинное».
Я люблю находиться в кругу искренних, близких по духу людей, настоящих друзей или наставников. Люблю атмосферу полного доверия, взаимоуважения, гармонии. Тут собеседники на равных говорят о своих чувствах, мыслях, наблюдениях; они могут испытывать друг друга на предмет интеллектуальной честности. В своих суждениях они всегда придерживаются порядочности, простоты и особого, искрящегося добротой юмора. Вот это для меня – настоящее общение; интеллектуальный обмен, способствующий внутреннему росту. Здесь присутствует и особое, «медовое», как говорили древние, спокойствие, прямая противоположность пустого бездумья и лености.
Но подобное единение достигается не только благодаря духовной созвучности собеседников. Диалог предполагает накопление, планомерную самостоятельную работу над самим собой. Отсюда и возникает потребность остаться наедине с собой. Одиночество и молчание необходимы любому из нас как условие обновления и дальнейшего движения.
Если говорить об отдыхе как таковом, то чайку с жасмином, т.е. домашнему комфорту, предпочитаю все же природу. В последнее время отрадно слушать пение птиц, ощущать прикосновения ветра и любоваться роскошной зеленью по пути на работу.
Извините. Абсолютно в мыслях не было этого делать .
Я же вас как будто не знаю, поэтому сужу исключительно на основании ваших же реплик.
Если не секрет, что вас выводит из равновесия. Да еще каждый день?
Вполне.
Спасибо за объяснение! Я понимаю и принимаю вашу атмосферу .
Аналогично!!! Я на факультете – см. http://bda-expert.ru/index/0-26 – все эти годы старался создавать коллектив в том числе и исходя из этих же критериев – полное доверие и взаимоуважение, а отсюда и гармония. Управленческая. Внутри факультета. Который, кстати, умрёт ровно через неделю.
Теперь полностью понятна ваша точка зрения.
Классно! Но регулярность этого недостижима в современных условиях. По крайней мере для меня. Я искренне рад, что Вам это удаётся .
Добрый вечер! Мне бы очень хотелось, Дмитрий Анатольевич, дать более развернутые встречные комментарии на все ваши ответы и вопросы, однако сейчас катастрофически не хватает времени… Кроме того, в целях достижения наилучшего результата я полностью концентрируюсь только на определенном занятии, поэтому нередко “выпадаю” из общения.
Что касается ликвидации вашего факультета, то, конечно, знаю об этом. Здесь могу только посочувствовать, т.к. вижу, что вы умеете и любите руководить)))… Кстати, чем займетесь в ближайшее время? Не хотите ли перейти к нам и возглавить Институт гуманитарных наук?? Нет? Ладно, шучу.)) Честно говоря, и представить вас как-то не могу работающим в нашем месте: оно не по вашему темпераменту.
P.S. Что касается наслаждения окружающей природой, то это просто. По крайней мере, для меня. Не жалею времени на пешие прогулки. Это мне как-то посоветовал один хороший врач: благотворно влияет на нервную систему и здоровье в целом.))
Чем вы заняты ?
Ничего страшного. Я тоже .
Почему посочувствовать ? Руководить не обязательно факультетом. Есть другие объекты управления . Кстати, вот: http://bda-expert.com/2011/06/fakultet-isit-4-dnya-do-likvidacii/
Внутри университета я уже за последние почти полтора десятка лет поруководил не одним подразделением. Как-то нет особо желания начинать чем-то опять руководить. Внутри университета…
“Об этом я подумаю завтра” (C)
Это действительно так. Активный отдых (включая пешие прогулки) всем полезен. Только у некоторых нет времени на это.
Чем занимаюсь? Если честно, я достаточно суеверна и в целом люблю “закрываться”))). У меня такое правило: сначала выполнить, а потом уже сказать. И здесь, думаю, нет надобности конкретизировать свое продолжительное занятие.
Спасибо за ваше внимательное отношение ко мне!
Если не ошибаюсь, вам симпатична подобная форма общения. А у меня по этому поводу двоякие впечатления… Тут не только теряется “энергетика общения” – жесты, взгляд, мимика, само ощущение присутствия собеседника. В некоторых случаях это даже хорошо…
Просто данный диалог может просмотреть каждый. Теряется специфическая атмосфера приватности, а ведь это гарантия взаимной откровенности и открытости… Впрочем, хозян-барин, как говорится))).
Оставить комментарий