Мемуары о будущем

Дмитрий Беляев

Архив категории 'Научно-образовательная сфера'

Проект «Женская обитель: сохранение памяти об истории Кылтовского Крестовоздвиженского монастыря»

Опубликовано: 24 ноября 2017 года




Проект «Женская обитель: сохранение памяти об истории Кылтовского Крестовоздвиженского монастыря» стал победителем конкурса Фонда Президентских грантов в 2017 году.

Проект направлен на сохранение духовных ценностей, повышения интеллектуального уровня населения Республики Коми и гражданско-патриотическое воспитание в рамках реализации свободы вероисповедания и свободы совести, заложенных в Конституции РФ.

С 2003 г. осуществляется краеведческая работа по подготовке книги об истории Крестовоздвиженского монастыря, основанного в 1894 г. на территории Яренского уезда Вологодской епархии (сейчас — Сыктывкарская епархия, которая выступает партнером в организации проекта). На основе документов государственных архивов г.Санкт-Петербурга, Вологодской области и Республики Коми выявлены неизвестные ранее факты об истории единственного женского монастыря, существовавшего на территории региона в дореволюционный период.

Работу над заявленным проектом «Женская обитель: сохранение памяти об истории Кылтовского Крестовоздвиженского монастыря» предполагается построить в несколько этапов.

Во-первых, необходимо завершить краеведческое исследование по поиску, систематизации и обработке источников по истории монастыря. Будет проведена работа с источниками в архивах Республики Коми, интервьюирование участников и очевидцев возрождения женской обители с участием Студенческого научного общества по изучения Коми края и Волонтерского объединения ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова» (партнер проекта).

Читать запись полностью »

Типовая модель системы общественно-государственного управления образованием с участием родительской общественности

Опубликовано: 21 ноября 2017 года




Вовлечение родителей в управление образованием является одной из важнейших составляющих конструктивного диалога семьи и школы.

Типовая модель системы общественно-государственного управления образованием с участием родительской общественности разработана в 2017 году общероссийской общественной организацией «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках проекта «Организация и проведение мероприятий, посвященных распространению успешных механизмов вовлечения родителей в образование».

Неотъемлемыми частями проекта также являются разработка комплекта наглядно-информационных материалов по вовлечению родителей в образование и проведение Первого Всероссийского конкурса общеобразовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями.

Модель подготовлена по итогам мониторинга участия родителей в работе органов общественно-государственного управления образованием и независимой оценке качества образования, анализа потребностей родительской общественности в информационной и консультационной поддержке по вопросам общественного участия в управлении образованием.

Модель отражает результаты анализа региональных практик вовлечения родительской общественности в управление образованием.

Читать запись полностью »

Республиканский фестиваль национальной игры и игрушки «Радуга детства»

Опубликовано: 21 ноября 2017 года




Праздничным концертом завершился Республиканский фестиваль национальной игры и игрушки «Радуга детства» Национально-культурного центра Сыктывкарского гуманитарно-педагогического колледжа им. И.А.Куратова.

Этот проект оказался в числе победителей конкурса программ развития деятельности студенческих объединений государственных профессиональных образовательных учреждений, который в марте 2017 года объявило Министерство образования, науки и молодежной политики Коми.

Программу разрабатывали не только сотрудники Национально-культурного центра, но и, прежде всего, студенческие землячества колледжа. К реализации привлекли творческие силы социальных партнеров и студентов других учебных заведений. В итоге были организованы разнообразные площадки.

Читать запись полностью »

Соглашение о сотрудничестве между Сыктывкарским гуманитарно-педагогическим колледжем и Усть-Куломским районом Республики Коми

Опубликовано: 3 ноября 2017 года




1 ноября 2017 года было подписано Соглашение о сотрудничестве между Сыктывкарским гуманитарно-педагогическим колледжем им. И.А. Куратова и Управлением образования администрации муниципального образования «Усть-Куломский» Республики Коми.

Соглашение предусматривает сотрудничество и взаимодействие колледжа и района в области педагогических, учебно-воспитательных, информационно-методических и других направлений:

  • организация педагогической и производственной практики студентов колледжа в образовательных организациях Усть-Куломского района;
  • профориентационная работа;
  • повышение квалификации и переподготовка действующих педагогов и методистов, других специалистов Усть-Куломского района на базе Колледжа;
  • обеспечение целевого профессионального обучения;
  • организация методических и других семинаров для действующих педагогов и методистов, других специалистов Усть-Куломского района на базе Колледжа и учреждений Усть-Куломского района;
  • патриотическое воспитание;
  • совместная работа и проекты в сфере образования и смежных областей.

Подписи под документом поставили Дмитрий Беляев, директор Сыктывкарского гуманитарно-педагогического колледжа им. И.А. Куратова, и Оксана Лебедева, начальник Управления образования администрации муниципального образования «Усть-Куломский».

Читать запись полностью »

Индекс научно-технологического развития субъектов РФ по итогам 2016 года

Опубликовано: 27 октября 2017 года




Эксперты «РИА Рейтинг» на основе данных Росстата представили Индекс научно-технологического развития субъектов РФ по итогам 2016 года.

Позиции субъектов РФ в итоговом списке определялись на основании интегрального индекса, который рассчитывался путем агрегирования рейтинговых баллов регионов по 19 анализируемым показателям, объединенным в 4 группы: «Человеческие ресурсы», «Материально-техническая база», «Эффективность научно-технологической деятельности» и «Масштаб научно-технологической деятельности». Итоговый индекс находится в диапазоне от 1 до максимального значения – 100.

Сообщается, что на региональном уровне ситуация в области научно-технологического развития и инноваций существенно неоднородна, что обусловлено как историческими причинами, так и особенностями экономики регионов. Об этом свидетельствует подготовленный рейтинг.

В качестве исходных данных для анализа использовались показатели, всесторонне характеризующие состояние сферы науки и технологий: наличие и характеристики материальной базы, являющейся фундаментом научно-технического прогресса, наличие и характеристики человеческих ресурсов, задействованных в рассматриваемой сфере, а также эффективность и масштаб научно-технологической деятельности.

Лидеры прошлогоднего (2015 г.) Индекса сохранили свои позиции: первые места занимают г. Москва, г. Санкт-Петербург и Республика Татарстан. В частности, на эти субъекты РФ приходится 36% общероссийского объема отгруженных инновационных товаров, работ, услуг по итогам 2016 года. Верхние позиции двух столиц обусловлены исторически высоким уровнем развития науки и технологий, сосредоточием ведущих НИИ, наличием крупнейших университетов, существенными финансовыми возможностями.

Читать запись полностью »

План мероприятий («дорожная карта») по кадровому обеспечению отрасли «Образование» в Республике Коми

Опубликовано: 27 октября 2017 года




Распоряжением Правительства Республики Коми № 478-р от 24.10.2017 утверждён План мероприятий («дорожная карта») по кадровому обеспечению отрасли «Образование» в Республике Коми (2017-2021 годы).

Это сделано в целях обеспечения качества педагогического образования, условий для непрерывного профессионального образования педагогических работников, обеспечения отрасли «Образование» в Республике Коми педагогическими кадрами.

Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми и координатором деятельности ответственных исполнителей по реализации Плана.

Органам местного самоуправления в Республике Коми рекомендовано разработать и принять муниципальные правовые акты по утверждению планов мероприятий («дорожных карт») по кадровому обеспечению отрасли «Образование» в Республике Коми.

В документе сообщается, что в образовательных организациях Республики Коми в 2016 году было занято 37 тыс. работников, из них более 17 тыс. — педагогические работники.

Читать запись полностью »

Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. И.А. Куратова — лидер педагогического профессионального образования в Республике Коми (статья)

Опубликовано: 27 октября 2017 года




Преобразования, происходящие во всех сферах российского общества, — экономической, социальной, политической, культурной — не могли не затронуть и систему профессионального образования, определяющую интеллектуальный потенциал страны в будущем и являющуюся условием ее процветания и развития.

Сегодня ключевыми качествами специалистов-профессионалов выступают профессиональная мобильность и профессиональное самосовершенствование.

Образовательные учреждения среднего профессионального образования вынуждены адаптироваться к происходящим изменениям в окружающей их социально-экономической среде. Поэтому не удивительно, что одним из стратегических направлений в профессиональном образовании определилась инновационная и практически ориентированная деятельность образовательных учреждений на основе проектных подходов и современных организационных, методических и информационно-технологических инструментов.

Инновационная деятельность постепенно становится основным механизмом развития российской системы профессионального образования. Она ориентирована на использование в учебном процессе новых технологий и методов, позволяющих постоянно получать, осваивать и использовать непрерывно обновляющуюся информацию.

В настоящее время отрасль образования в Республике Коми представлена несколькими учреждениями профессионального образования, реализующими образовательные программы педагогической направленности. Старейшим из них является Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж, который в 2016 году отметил своё 95-летие.

Читать запись полностью »

Ученые строят кибермуравейник, в котором учат роботов жить и работать в коллективе

Опубликовано: 16 октября 2017 года




Самая большая в России группировка мобильных мини-роботов, насчитывающая более 20 отличающихся друг от друга особей, создана в Национальном исследовательском центре (НИЦ) «Курчатовский институт».

Ученые и инженеры учат роботов действовать сообща, как муравьи в муравейнике, — кто-то занимается разведкой территорий, кто-то добывает ресурсы. Есть среди мини-роботов и свой альфа-самец, которого «механические муравьи» выбирают сами.

Программисты испытывают работу таких коллективов при разных характерах лидеров — делая их то холериками, то флегматиками. Эксперимент проходит на специальном полигоне — роботов учат сообща выживать в лесу.

Лаборатория робототехники — одна из самых молодых в Курчатовском комплексе нано-, био-, информационных, когнитивных и социогуманитарных (НБИКС) технологий. Основной костяк лаборатории — выпускники МФТИ и МГТУ им. Н.Э. Баумана. Большинству работников лаборатории еще не исполнилось 30 лет. Здесь сообща трудятся когнитологи, нейробиологи, этологи, инженеры. Все они работают над решением проблемы групповой робототехники, пытаясь научить разрозненных роботов работать как один коллектив.

— Групповая робототехника крайне перспективна, потому что она объединяет множество научно-технологических направлений: человеко-машинные интерфейсы, принципы интеллектуального управления и, собственно, задачи группового управления. Суть наших исследований состоит в том, чтобы перенести на технические устройства модели социального поведения, то есть фактически создать социум роботов, — рассказал руководитель отделения нейрокогнитивных наук и интеллектуальных систем Курчатовского НБИКС-центра Валерий Карпов.

Социум роботов можно использовать для решения самых разных задач — например, охраны, мониторинга, патрулирования больших территорий.

Читать запись полностью »

Школа молодого исследователя «Филологические исследования — 2017»

Опубликовано: 16 октября 2017 года




09-13 октября 2017 года в Республике Коми прошла III Всероссийская научная конференция «Филологические исследования — 2017. Фольклор, литературы и языки народов Европейской части России: формы, модели, механизмы взаимодействия».

Конференция была организована Институтом языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН и ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова».

09 октября 2017 года, на базе ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А.Куратова» в рамках конференции работала Школа молодого исследователя по теме «Филологические исследования-2017. Фольклор и литература финно-угорских народов России для детей».

С приветственным словом на открытии Школы молодого исследователя выступила Крашенинникова Юлия Андреевна, к.филол.н., зав. сектором фольклора Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН. Пожелав удачи участникам конференции, она обратила внимание слушателей на установочные доклады в области фольклора коми и финно-угорских народов.

Герасимова Марина Петровна, первый заместитель директора колледжа, огласила мероприятия, проводимые в рамках Школы молодого исследователя и сказала, что сегодня, в условиях решения задач выявления и сопровождения одаренных детей, особенно актуальными являются мероприятия, направленные на создание организационных условий для решения обозначенных задач.

Одним из таких условий является деятельность Школы молодого исследователя, которая призвана не только выявить студентов и обучающихся, желающих заниматься научными исследованиям, но и дать старт, зародить к ним интерес, сформировать умения самостоятельного творческого изыскания.

Читать запись полностью »

В России утвержден стандарт на электронные учебники

Опубликовано: 8 октября 2017 года




Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) утвердило национальный стандарт ГОСТ Р 57724 – 2017 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Учебник электронный. Общие положения».

Стандарт разработан в целях обеспечения качества и унификации электронных учебников, являющихся основой для формирования электронно-библиотечных систем и информационно-образовательных сред.

Необходимость разработки стандарта обусловлена перспективными потребностями российской системы образования в развитии электронного обучения на основе цифровых технологий, в том числе, на основе широкого применения цифровых образовательных ресурсов и электронных учебников нового поколения.

При разработке стандарта учтен передовой отечественный и зарубежный опыт в области разработки электронных образовательных ресурсов, а также обеспечена гармонизация с международными и национальными стандартами в области информатизации образования.

Документ обеспечивает нормативно-техническое регулирование процесса формирования единой информационно-образовательной среды и реализации приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы.

Читать запись полностью »