Мемуары о будущем

Дмитрий Беляев

Архив категории 'Научно-образовательная сфера'

День воспитателя и работников дошкольного образования

Опубликовано: 27 сентября 2017 года




Ежегодно, 27 сентября, в России отмечается День работников дошкольного образования.

День воспитателя и всех дошкольных работников — профессиональный праздник в Российской Федерации.

«День воспитателя и всех дошкольных работников» был учреждён по инициативе ряда общероссийских педагогических изданий (газет «Детский сад со всех сторон», «Дошкольное образование», журнала «Обруч») 27 сентября 2004 года.

Его поддержали авторы большинства основных дошкольных программ, педагоги детских садов и многие родители.

Идея этого праздника — помочь обществу обратить больше внимания на детский сад и на дошкольное детство в целом.

Праздник возник как общественный, народный, самодеятельный. Но вскоре праздник 27 сентября отмечался во всех регионах Российской Федерации. И теперь празднование «Дня воспитателя и всех дошкольных работников» проходит и на официальном уровне.

Читать запись полностью »

Федеральный перечень учебников на 2017-2018 учебный год

Опубликовано: 10 сентября 2017 года




Федеральный перечень учебников на 2017 – 2018 год включает в себя следующие документы:

  • Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (с изменениями 2017 года).
  • Приказ № 629 от 05 июля 2017 года «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
  • Приказ № 581 от 20 июня 2017 года «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
  • Приказ № 535 от 08 июня 2017 года «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
  • Дополнение к ФП 2017 года.
  • Методические рекомендации по пополнению фондов школьной библиотеки.

Читать запись полностью »

В российских школах к 2020 году введут новые должности: учитель-методист и учитель-наставник

Опубликовано: 31 августа 2017 года




Минобрнауки РФ внесло в проект профстандарта педагога новые должности: учитель-наставник и учитель-методист.

Как отметила глава ведомства Ольга Васильева, новая система предоставит широкие перспективы для молодых специалистов. Помимо базового образования, для профессионального роста педагога важна и траектория дальнейшего движения. Министр призвала обеспечить все условия для того, чтобы молодые учителя стремились повышать квалификацию.

В ходе круглого стола, посвящённого новым профстандартам педагогов, О. Васильева отметила, что в 2017 году в 55 субъектах РФ в средние общеобразовательные учреждения трудоустроилось немало новых учителей. Доля молодых педагогов составляет 5-10% от общего количества кадров.

На сегодняшний день учителя имеют возможность карьерного роста до завуча или руководителя школы, но такие должности представляют собой больше административную, чем преподавательскую деятельность. А возможность получить категорию или звание зависит от стажа, что не позволяет новичкам в педагогической сфере сделать карьеру.

Министр обратила внимание и на изменение нагрузки на педагогов в связи с тем, что в обычных классах теперь обучаются дети с задержкой развития, инвалидностью и другими особенностями. Согласно новому проекту профстандарта молодым специалистам предлагается возможности карьерного роста внутри профессии – стать старшим или ведущим учителем.

Кроме того, в новом профстандарте предусмотрены требования, которые будут предъявляться к учителям всех категорий.

Читать запись полностью »

Проект порядка применения электронного обучения и онлайн-курсов в образовании

Опубликовано: 31 июля 2017 года




Минобрнауки РФ в среду, 26 июля 2017 года, начало общественное обсуждение проекта приказа, устанавливающего порядок применения образовательными организациями электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.

Согласно пояснительной записке, проект приказа подготовлен во исполнение контрольной точки сводного плана приоритетного проекта по направлению стратегического развития Российской Федерации «Образование» — «Современная цифровая образовательная среда ‎в Российской Федерации» (с учетом изменений, принятых а мае).

Напомним, что цель проекта — создать к 2018 году условия для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства и увеличения числа обучающихся образовательных организаций, освоивших онлайн-курсы, до 11 миллионов человек к концу 2025 года, говорится в документе.

Также предполагается, что будут созданы обучающие онлайн-курсы в области образовательных технологий, обучение не менее 10 000 преподавателей и экспертов, а также будет создано и поддерживаться 3500 онлайн-курсов за счет средств, привлеченных из разных источников.

‎Поясняется, что согласно контрольной точке, в силу должен вступить новый порядок применения образовательными организациями электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, в рамках которого предусмотрены определения «онлайн-курс» и другие, а также минимальные требования к реализации онлайн-курсов.

Читать запись полностью »

Рособрнадзор планирует серьезно измененить систему оценки знаний учителей

Опубликовано: 15 июля 2017 года




Как рассказал глава Рособрнадзора Сергей Кравцов, в новом учебном году в 13 регионах России запустят новую модель оценки учителей.

Для подтверждения квалификации педагогам придется сдать тест на знание своего предмета, а также пройти экспертную оценку ведения урока.

«Сейчас во многих регионах аттестация учителей основана на формальных требованиях. Требуется так называемое портфолио: учитель собирает подтверждения об участии в конкурсах, конференциях. Это, конечно, важно, но не самое главное. Главное — это знание предмета и методики его преподавания, и новая модель предполагает их проверку», — сказал господин Кравцов.

По его данным, некоторая доля учителей по русскому языку, литературе и математике показывает невысокие результаты выполнения стандартных заданий.

«Наши исследования предметных знаний учителей показывают, что некоторая доля учителей по русскому языку, литературе и математике показывает невысокие результаты выполнения стандартных заданий. Например, 10% учителей испытывают дефицит знаний русского языка и грамматики, а 24,2% учителей математики не смогли решить уравнение (х-3)2=2|x-3|», — уточнил Сергей Кравцов.

Читать запись полностью »

План реализации Стратегии научно-технологического развития России на 2017 — 2019 годы

Опубликовано: 10 июля 2017 года




3 июля 2017 года официально опубликовано распоряжение правительства от 24 июня 2017 года № 1325-р, утверждающее план мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на 2017-2019 годы.

Координатором выполнения плана назначено Минобрнауки, ответственные исполнители — федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации, институты развития, фонды поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, Российская академия наук, органы исполнительной власти субъектов РФ.

Стратегия направлена на формирование современной системы управления в области науки, технологий и инноваций, обеспечение инновационной привлекательности сферы исследований и разработок.

Планом реализации стратегии, в частности, предусматривается разработка к 1 октября 2017 года государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», включающей программу фундаментальных исследований и комплексные научно-технологические программы по приоритетным направлениям, определённым стратегией.

Реализация таких комплексных программ будет финансироваться за счёт средств других государственных программ, институтов развития и фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Среди поставленных задач, в частности:

1 сентября 2017 года — утверждение плана мероприятий по развитию технологического предпринимательства в образовательных организациях высшего образования, предусматривающего в том числе меры по координации существующих мер поддержки инновационных проектов, а также развитие специализированного единого информационного ресурса, содержащего информацию о существующих мерах поддержки инновационных проектов как на федеральном, так и на региональном уровнях, и предназначенного для продвижения продукции и услуг малых инновационных предприятий.

Читать запись полностью »

Проект уровневого профессионального стандарта педагога и модель Национальной системы учительского роста (НСУР)

Опубликовано: 10 июля 2017 года




7 июля 2017 года стартовало общественное обсуждение нового проекта уровневого профессионального стандарта педагога и модели Национальной системы учительского роста, которое продлится до 20 августа.

«Мировой опыт показывает, что профессиональные стандарты внедряются, когда люди информированы о его содержании. Они именно тогда воспринимаются профессиональным сообществом, когда само сообщество принимает участие в их формировании», — отметил руководитель группы разработки профессионального стандарта, академик РАО, директор Центра образования № 109 города Москвы Евгений Ямбург.

«Общественное обсуждение — важный для нас способ получить обратную связь», — подчеркнул эксперт, напомнив, что профессиональный стандарт призван повысить престиж учительской профессии, стимулировать их качественную подготовку, обеспечив новые возможности профессионального роста.

Отдельный важный аспект, учтенный в проекте, касается реформирования системы оценки качества работы педагога. Разработчики отмечают, что национальная система учительского роста предусматривает создание единых подходов к аттестации педагогов и внедрению новых дифференцируемых должностей в зависимости от сложности выполняемых задач и степени ответственности. Оба проекта тесно связаны друг с другом.

Читать запись полностью »

В России разработана уникальная технология 3D-печати воском

Опубликовано: 18 мая 2017 года




Учеными Института космической техники СибГУ им. М.Ф.Решетнева — опорного университета Красноярского края разработана новая технология 3D-печати воском, которая может заменить традиционную технологию изготовления выплавляемых моделей в литейном производстве как на крупных промышленных предприятиях, так и в частных мастерских.

Разработанная модифицированная технология печати открывает огромные возможности для изготовления литых металлических деталей буквально у себя дома.

Данная технология, основанная на технологии FDM-печати (послойном наплавлении материала), в отличии от классической технологии, которая использует дорогие материалы (силикон, керамику и т.д.) позволяет применять дешевые расходные материалы. Например, литейный тугоплавкий воск.

«Причем, этот воск может быть настолько низкого качества, что может включать в себя твердые частицы размером от 0,1 до 0,3 мм, — рассказывает руководитель проекта, доцент кафедры «Двигателей летательных аппаратов», руководитель СКБ «Импульс» Института космической техники СибГУ им. М.Ф.Решетнева Максим Кубриков, — мы даже можем использовать обычный парафин, из которого изготавливают свечи».

Внедрение модифицированной технологии позволит удешевить литейное производство без потери качества, и даже улучшить его, так как новая технология подразумевает получение высокоточной литейной модели с точностью до 0,05 мм. Тогда, как при традиционной 3D-печати возникает термоусадка пластика по окончанию работы (во время печати пластик сильно нагревается и при остывании уменьшается в размерах).

Читать запись полностью »

В Коми прошла конференция «Проблемы образования и воспитания XXI века глазами молодых»

Опубликовано: 12 мая 2017 года




В Коми на базе Сыктывкарского гуманитарно-педагогического колледжа имени Ивана Куратова прошла XVII республиканская студенческая научно-практическая конференция «Проблемы образования и воспитания XXI века глазами молодых».

Студенты республики из 11 образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования представили доклады своих научных работ по секциям «Проблемы сохранения культурно-исторического наследия», «Развитие личности в образовательном процессе», «Развитие личности в образовательном процессе», «Развитие личности в образовательном процессе», «Социально-правовые вопросы развития современного общества», «Психолого-педагогические аспекты воспитания и обучения», «Психолого-педагогические аспекты воспитания и обучения», «Медико-педагогические аспекты сохранения и укрепления здоровья».

Исследовательские работы подготовили более 140 студентов, в том числе из Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина, а также из-за рубежа.

Напомним, что в этом году Сыктывкарский гуманитарно-педагогического колледж имени Ивана Куратова заключил меморандум о сотрудничестве с Кызылординским гуманитарным колледжем имени Маншук Маметовой, и эта конференция — уже третье научно-практическое мероприятие, в котором совместно принимают участие студенты и преподаватели-наставники из Сыктывкара и Кызыл-Орды (Республика Казахстан).

С приветственным словом к участникам конференции обратилась Заместитель Председателя Правительства Республики Коми — министр образования, науки и молодежной политики Республики Наталья Михальченкова.

Читать запись полностью »

Фестиваль технического творчества и образовательной робототехники «ИКаРёнок-старт» в Сыктывкаре

Опубликовано: 4 мая 2017 года




19 апреля 2017 года на площадке МАДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад № 89» г. Сыктывкара прошел Фестиваль технического творчества и образовательной робототехники «ИКаРёнок-старт».

Организаторами этого события в области дошкольной робототехники выступили Управление дошкольного образования администрации МО ГО «Сыктывкар», МАДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад № 89» г. Сыктывкара и Региональный ресурсный центр образовательной робототехники и развития молодежного технического творчества при ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова».

Собравшихся поприветствовала руководитель дошкольного учреждения Рымарчук Валентина Борисовна, отметив значение проведения таких мероприятий и пожелав всем удачи.

В фестивале приняли участие 5 команд из дошкольных организаций г.Сыктывкара:

  • команда «Борщеборики» из МАДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 108»,
  • команда «Везунчики» из МАДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 110»,
  • команда «Молния» из МАДОУ «Детский сад № 45»,
  • команда «Робовоины» из МБДОУ «Детский сад № 3»,
  • команда «Фантазёры» из МБДОУ «Детский сад № 26».

Несмотря на то, что все команды являются дебютантами в соревнованиях по робототехнике, изобретения юных робототехников восхищали и завораживали не только зрителей, но и судейскую коллегию в лице Ермакова Д.М. (главный судья соревнований, преподаватель информатики ГПОУ СГПК) , Неневой Е.М. (преподаватель информатики ГПОУ СГПК), Кожевиной Д.Г. (воспитатель МАДОУ «Детский сад № 53»), Керимовой Л.А. (воспитатель по изобразительной деятельности МАДОУ «ЦРР — детский сад № 89»).

Читать запись полностью »