Мемуары о будущем

Дмитрий Беляев

Факультет ИСиТ: 4 дня до ликвидации

Опубликовано: 26 июня 2011 года


Рубрика: Университет




Через несколько дней будет ликвидирован, пожалуй, самый известный и успешный факультет Сыктывкарского государственного университета — Факультет информационных систем и технологий.

Общеизвестно, что в университете сейчас проходят реорганизационные мероприятия, предполагающие замену факультетов на институты.

В части кулуарных подробностей всех этих реорганизаций, а также вопросов их необходимости/целесообразности в целом я пока продолжу отмалчиваться (проректор по учебной работе в апреле-мае уже высказал везде где только можно достаточную массу «официальных» точек зрения; неофициальные мнения с моей стороны в текущей имеющейся ситуации пока нелогичны).

В то же время уже неоднократно говорил (например, здесь) и еще раз повторю: меньше всего все эти преобразования нужны были Факультету информационных систем и технологий, т.к.

  • он поступательно и по некоторым направлениям весьма стремительно развивался;
  • он имеет (или, правильнее уже начинать говорить иначе — «имел») свой устойчивый бренд и известность на региональном образовательном рынке;
  • субъекты факультета (и преподаватели, и студенты) достигали и продолжают достигать самых разных успехов.

В общем, в целом у нас всё было хорошо.

Да, у нас есть недостатки (и я этого не скрываю), связанные прежде всего с недостаточным наличием кадров, но эти вопросы постепенно решались мной как деканом.

При этом надо четко понимать, что кадровый вопрос в высшей школе кардинально решить за два-три года невозможно (в силу того, что хотя бы одна подготовка кандидатской диссертации, если её не покупать тупо, а честно писать, занимает в среднем 3-4 года).

Также уровень заработной платы в СыктГУ недостаточен для того, чтобы «вербовать» остепененных (кандидатов наук) специалистов-практиков, которых, впрочем, все равно в республике единицы (если брать ИТ-отрасль и сферу информационной безопасности), и бОльшая их часть уже и так работает в СыктГУ. По крайней мере, пока…

Меня часто в офлайне спрашивают, почему я разрешил руководству (сейчас говорю не как проректор, а как декан) ликвидировать факультет? Многим уже частично объяснял (в том числе и студентам) текущую ситуацию в университете и сложившиеся условия (естественно, объяснял в том объеме, в котором можно и позволительно было это мне делать).

Изначально планировалось все факультеты (кроме факультета искусств) преобразовать в институты, и это основная причина, по которой мы не стали сопротивляться (если, к примеру, меняется форма собственности предприятия, бессмысленно сопротивляться этому со стороны отдельного подразделения).

Это потом уже стало известно, что остались самостоятельными факультет управления, финансово-экономический и юридический факультеты. Причем официально об этом все узнали только на этой неделе (22 июня), на заседании Ученого совета. Кстати, причины для самостоятельности указанных факультетов вроде бы объективны, но у других факультетов (в том числе и у нас), что называется, всё же «осадок остался».

Можно было бы, конечно, «с оружием в руках» начать отстаивать независимость факультета ИСиТ, и мне бы это удалось без особого труда, но — зачем?

Если высшее руководство принимает решение о реорганизации (ещё раз уточняю, что рассуждаю сейчас как декан; как проректор я ни разу за всё это время не вмешивался в эти процессы, ибо считал это некорректным — будучи проректором, отстаивать интересы факультета, где я являюсь деканом), то, наверно, оно отдаёт себе отчёт в своих действиях. В том числе и в контексте их влияния на будущее как университета, так и его отдельных направлений.

Я всегда позиционировал себя не как академический декан (который мыслит не как управленец, а как академический доцент-ученый), но как наёмный менеджер.

В начале 2008 года ректор меня попросил взять факультет и сделать его успешным.

То есть нанял меня как менеджера на одно из направлений, которое было в глубоком системном кризисе (сейчас мало кто помнит, но к 2007-2008 гг. факультет представлял из себя жалкое зрелище; он был постоянно последним практически по всем показателям; он был раздираем внутренними межличностными противоречиями его начальников; он не был известен в республике и т.д.).

Подробнее о том, что было сделано мной как антикризисным менеджером в течение 2008-2009 годов, можно почитать здесь и здесь.

В итоге, факт остается фактом — мне со своими коллегами (со своей командой, которую я тщательно подбирал из немногочисленных внутриуниверситетских кадровых резервов) удалось превратить кризисный и стагнирующий (по состоянию на 2007 год) факультет в сильное, успешное известное подразделение университета (в 2010-2011 гг.).

В факультет, который имеет свой бренд (марку), корпоративный дух и серьёзные амбиции (подкреплённые сформированными ресурсами) как внутри университета, так и за его пределами:

  • Ни один другой факультет сейчас не звучит в республике так громко, как звучим мы.
  • Ни один другой факультет не может похвастаться таким большим количеством конструктивных внешних деловых и профессиональных связей.
  • Ни у одного другого факультета нет таких серьезных и амбициозных проектов и явных стратегических «дорогих» перспектив, как у нас…

Через 4 дня Факультет ИСиТ прекратит своё существование. Выиграет или проиграет университет от ликвидации этого успешного стартапа?

У каждого своё мнение на этот счёт. Но в любом случае исходить сейчас надо из двух (де-факто) тезисов:

  1. Факультет ИСиТ как стратегический и дорогой актив университета прекращает своё существование. Обращаю внимание, что пока на данный момент времени — не «продаётся», не укрупняется, не трансформируется во что либо другое в целях развития, а просто ликвидируется (размывается вместе с математическим и физико-техническим факультетами в нечто безликое и непонятное под названием «ИТНИТ»).
  2. Другого (взамен) в университете на данный момент ничего нет (если даже брать только одно ИТ-направление, как одно из нескольких приоритетных направлений развития государства, декларируемых на федеральном уровне).

Мне лично кажется, что не надо быть гениальным провидцем-оракулом, чтобы понимать и адекватно оценивать достаточно большую массу самых разных рисков, которые возникнут (и уже есть) после ликвидации единственного за последние годы успешного СыктГУ-шного стартапа под названием «Факультет ИСиТ».

Более того, ничего в итоге может и не появиться взамен.

Самый главный риск для университета сейчас — быть отброшенным на несколько лет (в лучшем случае) назад, как минимум, в части как развития информационных технологий и систем в целом, так и в сфере подготовки ИТ-кадров в частности.

Кстати, ещё одним результатом наших антикризисных мер и планомерной работы по развитию факультета является то, что на сегодняшний день студенты и выпускники Факультета ИСиТ — самые востребованные в регионе.

На самом деле я сейчас излагаю (в ограниченных объемах) ту свою точку зрения, которую в своё время неоднократно доводил до ректора как декан. Постепенно настаёт момент, когда некие комментарии по ситуации можно начать давать всем, что, собственно, и делаю. Тем более последний день Факультета ИСиТ мы уже отыграли…

P.S. К слову, Как должна производиться внутренняя реорганизация вуза?

См. также:



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 голосов, средний: 5.00 из 5)
Loading ... Loading ...
Google Bookmarks Digg Reddit del.icio.us Ma.gnolia Technorati Slashdot Yahoo My Web News2.ru БобрДобр.ru RUmarkz Ваау! Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru Mister Wong





Записи с теми же метками:

Комментарии:


  1. Комментатор: oper21

    НЕ думаю, что после ликвидации факультета что-то изменится. Выпускники тех двух специальностей не станут менее востребованными. Не надо разыгрывать трагедию. От смены названия суть не меняется. Факультет как развивался так и будет развиваться. Ну т.е. уже не факультет а …
    Кафедры то остались? Пиарьте их.


  2. Комментатор: Дмитрий Беляев

    НЕ думаю, что после ликвидации факультета что-то изменится.

    Изменится. Только сейчас необходимо приложить все усилия, чтобы изменилось в ту сторону, куда надо.

    Не надо разыгрывать трагедию.

    Где вы видите трагедию 8-O ? Есть некая итоговая констатация фактов. Вот и всё.

    От смены названия суть не меняется.

    От смены названия – принципиально нет (хотя и смена названия это тоже достаточно болезненный процесс, который может привести к определенным отрицательным текущим последствиям). А вот от изменения структуры управления и изменения расстановки усилий, а также диспозиций участников новой структуры и изменения их функционала (да еще и в условиях крупной социальной системы, где по многим направлениям наблюдается перманентная неразбериха) ещё как может всё измениться.

    Факультет как развивался так и будет развиваться.

    На чем основывается ваша уверенность 8) ?

    Несмотря на то, что я знаю всю ситуацию как никто хорошо, у меня всё равно вызывает серьезное опасение высокая вероятность риска того, что слабые звенья новой структуры (сформированые из некоторых подразделений, не относящихся к нынешнему ФИСиТ; а также люди, работающие в них) разрушат все имеющиеся устойчивые управленческие конструкции, имеющиеся на нынешнем ФИСиТ => в итоге вероятность стагнации.

    Сейчас (до 1 июля) на самом деле работает не один ФИСиТ, а целая связка подразделений внутри университета. С ликвидацией ФИСиТ эта связка тоже, будем говорить, разрушается. Впрочем, это тема отдельной заметки :) .

    Не всё так просто, oper21, как это видится со стороны обывателя 8) .


  3. Комментатор: Носов Л.С.

    1. На счет кадров позволю себе не согласиться, так как при составлении штатного расписания кафедры информационной безопасности столкнулся с недостатком часов на сотрудников, а не наоборот. То есть, кадров, по крайней мере на кафедре защиты информации (с 1 июля – кафедре информационной безопасности) – хватает. Другое дело, что не все они остепененные, но обоим стандартам кадровый состав на сегодняшний день удовлетворяет.
    2. Правильнее наверное написать не “ИТНИТ”, а “ИТНиИТ” (как “ФИСТ” и “ФИСиТ”) :wink: .
    3. Все эти “перетурбации” существенно понизили уровень мотивации сотрудников к работе (в том числе и мой).


  4. Комментатор: Дмитрий Беляев

    Другое дело, что не все они остепененные

    Именно это и имел ввиду. Также важен тезис о том, что:

    Также уровень заработной платы в СыктГУ недостаточен для того, чтобы «вербовать» остепененных (кандидатов наук) специалистов-практиков, которых, впрочем, все равно в республике единицы (если брать ИТ-отрасль и сферу информационной безопасности), и бОльшая их часть уже и так работает в СыктГУ.

    Леонид Сергеевич, думаю, понимаете меня.

    Правильнее наверное написать не “ИТНИТ”, а “ИТНиИТ” (как “ФИСТ” и “ФИСиТ”)

    Знаю :) . Но в части будущего брендирования “ИТНиИТ” – ужасная аббревиатура. Пусть народ сразу привыкает к ИТНИТ. Не ФИСиТ, конечно, но на слух звучит еще более менее. Хотя ИВТ было бы лучше (одно из названий, которое я предлагал – Институт высоких технологий).

    Все эти “перетурбации” существенно понизили уровень мотивации сотрудников к работе (в том числе и мой).

    Держитесь, Л.С.! Скоро все перетурбации закончатся :wink: .

Оставить комментарий

:wink: :-| :-x :twisted: :) 8-O :( :roll: :-P :oops: :-o :mrgreen: :lol: :idea: :-D :evil: :cry: 8) :arrow: :-? :?: :!:

ВНИМАНИЕ! Все комментарии, содержащие явные оскорбления (в адрес автора статьи или собеседника-комментатора), спам и очевидную рекламу сторонних ресурсов, будут удалены. Также не рекомендуется злоупотреблять матом (такие сообщения будут отмодерированы или удалены).


Другие материалы: