- Мемуары о будущем - http://bda-expert.com -

Почему бензин постоянно дорожает?

Автор Дмитрий Беляев дата: 12 мая 2011 @ 21:37 в Экономика | 10 Comments

Вчера проект «Финансы Коми [1]» мне задал вопрос:

Как вы считаете, почему цены на бензин постоянно скачут – то вверх, то вниз? Действительно ли это связано с кризисными явлениями в нефтедобывающих странах? Каков Ваш взгляд, мнение на эту проблему?

Не следует забывать, что бензин — это нефтепродукт. Причём первой необходимости, если говорить о конечном потреблении.

Мировые цены на нефтепродукты находятся в сильной зависимости от курса доллара, который в свою очередь зависит от многих факторов, в т.ч. и из-за ситуации на Ближнем Востоке.

Поэтому любые волнения (политические, социальные, экономические) в любой точке мире, где добывается нефть, так или иначе создают колебания как мировых цен на нефть, так и курса доллара.

Если говорить о России, то ни для кого не секрет, что цены на бензин в ней росли всегда. Это вызвано основной объективной причиной фактической монополизации рынка несколькими крупными нефтяными компаниями.

«Парадокс высоких цен на бензин в нефтяной России» уже стал притчей во языцах не только у нас в стране, но и в мире. Хотя на самом деле никакого парадокса нет. Есть, скажем, так «экономически субъективные» факторы постоянного роста цен на бензин, мазут и прочие нефтепродукты. Такие, например, факторы как сговор топливных компаний.

Последний громкий случай был на Алтае. Там с 22 по 27 апреля были зафиксированы перебои с отпуском бензина: около половины автозаправок в регионе не работали, а на остальных отпускали одну-две марки по 10-20 литров в один бак.

В созданной ситуации алтайские антимонопольщики усмотрели признаки согласованных действий основных поставщиков топлива — «Роснефть»-Алтайнефтепродукт” и «Газпромнефть-Алтай» и возбудили дело о нарушении Закона «О защите конкуренции».

Впрочем, как часто это бывает, антимонопольщикам, скорее всего, ничего не удастся доказать, и постепенно об этом инциденте все забудут. В том числе и власти. До тех пор, пока не возникнет подобная ситуация в каком-нибудь другом месте. А цены продолжат расти своим чередом.

Справедливости ради следует сказать, что цены иногда снижаются. Но, заметьте, они никогда не уменьшаются, исходя из свободных рыночных отношений. Снижение цен, как правило, так или иначе «диктуется» сверху властью.

К примеру, недавно премьер-министр Владимир Путин прямо заявил, что «правительство вынуждено применять нерыночные меры сдерживания цен на топливо и продолжит это делать еще некоторое время». Очевидно, что это неправильная ситуация. Теоретически в условиях свободного рынка цены на бензин должны регулироваться самим рынком. То есть соотношением спроса и предложения. В нашей стране, к сожалению, это невозможно в тех условиях, в которых мы находимся: наличие большого количества естественных монополий (которые, кстати, дают наибольший совокупный вклад в ВВП страны), исторически сложившийся нефтяной олигархизм (который, правда, в настоящее время стал частично государственным), нередко недобросовестная конкуренция, а также высокие налоги в цене бензина.

Если говорить о недавних проблемах с бензином (в т.ч. и с ценами на него) в отдельных регионах, то это стало следствием увеличения выгоды экспортных поставок по сравнению с внутренними. Кстати, государство быстро отреагировало на эту ситуацию и по требованию В.Путина уже повышена с 1 мая экспортная пошлина на бензин на 44% — до $408,3 за тонну.

Лично мне кажется, что это — временная мера, которая кардинально ничего не изменит. Внутренние цены на бензин всё равно будут расти.

Кстати, рост цен на бензин уже привёл к тому, что с начала года потребительские цены выросли на 4,3%. Напомню, что прогноз Минэкономразвития по инфляции на весь 2011 г. были 7,5%. Выводы, думаю, очевидны.

(C) Д.А.Беляев [2],

Специально для проекта «Финансы Коми» и ИА «КомиОнлайн [3]»


10 Comments (Открыть | Закрыть)

10 Comments на "Почему бензин постоянно дорожает?"

#1 Комментарий от Ковалев Д. дата: 12 мая 2011 @ 21:54

Немного снизить цены рыночными методами было бы возможно, если бы часть транспорта перешла на биотопливо. Но, боюсь, у нас этого не будет никогда :(

#2 Комментарий от Дмитрий Беляев дата: 12 мая 2011 @ 22:12

Но, боюсь, у нас этого не будет никогда

Относительно Вашего предложения, боюсь, это действительно весьма отдалённая перспектива. Может быть, когда нефть в России закончится…

#3 Комментарий от Александр дата: 12 мая 2011 @ 22:59

1. Бензин постоянно дорожает потому что себестоимость добычи растет. Истощаются текущие месторождения, находящиеся вблизи от переработки/существующих магистральных нефтепроводов. Для разработки отдаленных месторождений необходимо больше ресурсов, которые закладываются в себестоимость текущего продукта.
2. Картельный сговор. Можете верить или нет, но он есть.
3. давление защитников природы, требующих более экологичное производство, что увеличивает затраты на очистку и даже элементарную на печать экологических отчетов.
4. выход на зарубежные рынки / покупка активов зарубежом.
5. увеличение спроса. Посмотрите на количество автомобилей в России в динамике. При росте цен на бензин спрос падает гораздо меньше (это я про эластичность спроса). А если вы все равно покупаете, то почему бы не повысить цены еще немного? :)

#4 Комментарий от Дмитрий Беляев дата: 13 мая 2011 @ 7:42

1. Бензин постоянно дорожает потому что себестоимость добычи растет. Истощаются текущие месторождения, находящиеся вблизи от переработки/существующих магистральных нефтепроводов. Для разработки отдаленных месторождений необходимо больше ресурсов, которые закладываются в себестоимость текущего продукта.
2. Картельный сговор. Можете верить или нет, но он есть.
3. давление защитников природы, требующих более экологичное производство, что увеличивает затраты на очистку и даже элементарную на печать экологических отчетов.
4. выход на зарубежные рынки / покупка активов зарубежом.
5. увеличение спроса. Посмотрите на количество автомобилей в России в динамике. При росте цен на бензин спрос падает гораздо меньше (это я про эластичность спроса). А если вы все равно покупаете, то почему бы не повысить цены еще немного?

Абсолютно верно, Александр. :wink:

#5 Комментарий от Зелёный дата: 13 мая 2011 @ 19:11

Используйте общественный транспорт же.

#6 Комментарий от Алексей дата: 14 мая 2011 @ 8:10

Наша власть когда нибудь доиграется) в соц сетях уже бродят негодования по поводу цен. причем если верить сообщениям, то в других нефтеэкспортирующих странах бензин гораздо дешевле нашего.

Можно много оправдываться и писать про налоги и старые технологии, но блин, тут и дураку видно, что просто компании хотят получить сверхприбыль. По конституции, насколько я помню, в начале написано, что все природное богатство принадлежит народу, дык получается мы не обязаны платить за саму нефть? Почти как за молоко берут, хотя его гораздо сложнее произвести, хранить и доставить до конечно потребителя.
В общем я считаю, что нам нужны координальные реформы менеджмента страны, чтобы не наступила очередная гражданская война. Уже почти 100 лет прошло с 17ого года, а все равно в стране не народная власть.

#7 Комментарий от Алексей дата: 14 мая 2011 @ 8:13

Комментатор: Зелёный
13 мая 2011 года в 19:11
Используйте общественный транспорт же.

Он кстати то же на бензине ездит

#8 Комментарий от Зелёный дата: 14 мая 2011 @ 11:52

Да, но в случае общественного транспорта эффективность расходования ГСМ на количество перевезенных тел – выше, чем у личного транспорта.

#9 Комментарий от Дмитрий Беляев дата: 14 мая 2011 @ 19:50

Да, но в случае общественного транспорта эффективность расходования ГСМ на количество перевезенных тел – выше, чем у личного транспорта.

Не там причины. Не в общественном транспорте. В России бензина – “хоть залейся”, но его гонят зарубеж, ибо доходы при этом выше. Возникает внутренний дефицит (в некоторых регионах).

А вообще согласен с этим:

Наша власть когда нибудь доиграется) в соц сетях уже бродят негодования по поводу цен. причем если верить сообщениям, то в других нефтеэкспортирующих странах бензин гораздо дешевле нашего.

Именно так.

По конституции, насколько я помню, в начале написано, что все природное богатство принадлежит народу, дык получается мы не обязаны платить за саму нефть?

Это по Конституции. План от факта, как правило, отличается в любом подобном “бизнесе”.

#10 Комментарий от Дмитрий Беляев дата: 15 мая 2011 @ 18:33

Вот, кстати, заметки сравнительно недавние:

25.04.2011

В Коми подорожал бензин

Очередное повышение цен на бензин в Коми произошло 22 апреля. По сравнению с концом прошлого года литр бензина подорожал максимум на 3,2 рубля, дизтоплива — на 40 копеек.

Как сообщили «КомиОнлайну» на заправках компании «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» в Сыктывкаре, бензин марки АИ-80 увеличился в цене на 2,9 рубля до 23,8 рубля за литр, дизтопливо — на 40 копеек до 26,6 рубля за литр, марки АИ-95 и АИ-92 — на 20 копеек до 25,7 рубля и 23,9 рубля за литр соответственно.

В «Компании 2000» цены на АЗС изменились 25 апреля. По сравнению с декабрем прошлого года литр АИ-80 стал дороже на 3,1 рубля и стоит 23,2 рубля, АИ-92 — на 40 копеек и стоит 23,4 рубля, АИ-95 — на 20 копеек и стоит 25,2 рубля. Дизтопливо подешевело на 90 копеек до 25,1 рубля за литр.

На АЗС ЗАО «Пилот» литр АИ-95 и АИ-92 стал дороже на 30 копеек и стоит 25,5 рубля и 23,3 рубля соответственно, цена АИ-80 выросла на 80 копеек до 23 рублей за литр.

В Ухте на АЗС ООО «Северо-Западная топливная компания» дизтопливо подорожало на 10 копеек до 26 рублей за литр. Бензин марки АИ-80 подорожал на 3,2 рубля до 23,2 рубля, АИ-95 — на 60 копеек до 25,1 рубля, АИ-92 — на 50 копеек до 23,4 рубля за литр по сравнению с ситуацией на рынке в конце прошлого года.

[4]

И ещё:

03.05.2011

В Коми вновь выросли цены на бензин

Очередное повышение цен на бензин в республике произошло 3 мая. Максимально топливо подорожало на 1,3 рубля.

Как сообщили «КомиОнлайну» на АЗС ЗАО «Пилот» в Сыктывкаре, по сравнению с последним подорожанием в апреле литр АИ-92 стал дороже на 1,3 рубля и стоит 24,6 рубля, АИ-95 – на 1,2 рубля и стоит 24,6 рубля. Цена АИ-80 выросла на 70 копеек до 23,7 рубля за литр.

На заправках компании «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» по сравнению с апрельскими ценами бензин марок АИ-95, АИ-92 и АИ-80 увеличился 4 мая в цене на 30 копеек до 26, 24,2 и 24,1 рубля за литр соответственно. Дизтопливо стоит по-прежнему 26,6 рубля за литр.

В «Компании 2000» цены на АЗС еще не изменились. Литр АИ-95 стоит 25,2 рубля, АИ-92 — 23,4 рубля, АИ-80 — 23,2 рубля, дизтоплива — 25,9 рубля.

В Ухте на АЗС ООО «Северо-Западная топливная компания» цены также изменятся 4 мая. Литр всех марок бензина подорожает на 70 копеек. АИ-95 будет стоить 25,8 рубля, АИ-92 — 24,1 рубля, АИ-80 – 23,9 рубля. Стоимость литра дизтоплива не изменится — 26 рублей.

[5]


Статья распечатана с Мемуары о будущем: http://bda-expert.com

URL статьи: http://bda-expert.com/2011/05/pochemu-benzin-postoyanno-dorozhaet/

URL-ы в этой записи:

[1] Финансы Коми: http://finkom.ru

[2] Д.А.Беляев: http://bda-online.ru

[3] КомиОнлайн: http://komionline.ru/news/26868

[4] : http://komionline.ru/news/26573

[5] : http://komionline.ru/news/26748

Копирайт © 2010-2022 Дмитрий Беляев, bda-expert.com - "Мемуары о будущем". Все права сохранены.