Мемуары о будущем

Дмитрий Беляев

Соответствие ученых степеней и званий работников высшего образования воинским званиям

Опубликовано: 23 февраля 2011 года






Сегодня — «День защитника отечества». Продолжим тему, начатую здесь.

Несмотря на то, что де-факто праздник 23-го февраля в настоящее время постепенно стал просто «мужским» праздником и дополнительным выходным «красным днём календаря», всё же изначально предполагалось и до сих пор официально считается, что поздравлять в этот праздник надо только «защитников Отечества».

Вопрос, кого считать «защитниками», а кого нет, обычно не педалируется. Многие считают (и я тоже считаю это справедливым), что «виновниками торжества» в этот день являются исключительно действующие военные и те, «кто служил».

В то же время довольно часто можно услышать и другие мнения на этот счёт. В частности, многие считают, что проходить через армейские будни срочной службы вовсе не обязательно, чтобы считать праздник «своим».

Наверно, такая точка зрения тоже имеет право на существование. Ведь те, кто служит или служил, находятся «на передовой». Но что может «передовая» без надежного тыла, который должен обеспечивать на должном уровне ресурсную и организационную поддержку действующей армии? Долго ли армия и военные продержатся без эффективного вооружения, без качественного продовольствия, без штабных управленческих воздействий? Наверно, нет.

Ресурсы же (в широком смысле), а также научно-техническое обеспечение армейских подразделений производятся именно в тылу — как правило теми, кто «не служил».

Поскольку я имею отношение к системе высшего профессионального образования, то, прежде всего, хочу сказать именно о работниках сферы образования и науки. Ученые, которые имеют ученые степени и ученые звания, как правило, не служили. Поскольку, аспирантура и наличие ученой степени, если не ошибаюсь, освобождает от действительной военной службы. В то же время именно ученые создают надёжные тыловые фундаменты, без которых существование эффективной армии невозможно.

Доцент – подполковник?

Возвращаясь к теме, вынесенной в заголовок, любопытно было бы узнать, существуют ли какие-то документы, законы, постановления, которые бы устанавливали соответствие ученых степеней и званий работников высшей школы воинским званиям?

Мне почему-то кажется, что должен быть некий документ, который на случай войны эти моменты регулирует. Ведь призыву в военное время подлежит большая часть мужского населения, и нелогично, к примеру, доктора физико-математических или экономических наук направлять рядовым рыть окопы (а он — рядовой, если не проходил службы в армии и не имеет отношения к спецслужбам).

Побродив по просторам интернета, я не смог найти такого документа. Если он сейчас и существует, то, по всей видимости, совершенно секретен (что вполне понятно).

В то же время удалось найти прелюбопытнейший материал историков С.С.Илизарова и А.А.Жидковой под названием «Мундиры для советской профессуры».

В работе рассматривается нереализованный проект 1949 года по вводу форменной одежды (мундиров) для работников высшего профессионального образования и науки. Вместе с инициативами предполагалось утвердить и сравнительную таблицу персональных званий работников высшего образования с воинскими званиями:

В истории СССР на конец 40-х гг. пришелся пик тоталитаризма, который имел множество проявлений, в том числе: полицейско-казарменный порядок, тотальный контроль за всеми и за всем, всеобщая унификация и всеобщий произвол. Режим прошел полный и логически предопределенный путь от социалдемократии к национал-социалистическим основам государственности.

Совершенный Сталиным контрреволюционный переворот завершался реставрацией «Табели о рангах» с соответствующими чинами и званиями для советских чиновников с характерными внешними атрибутами (расшитые мундиры с «золотыми» погонами), со строительством извращенной системы поощрений и наказаний, покоящейся на страхе тотального террора, вплоть до физического уничтожения…

В течение 1947 — 1953 гг. персональные звания и форменная одежда были введены для следующих гражданских министерств и ведомств СССР: финансов и Госбанка, государственного контроля, заготовок, геологии и охраны недр, угольной промышленности, нефтяной промышленности, черной металлургии, цветной металлургии, химической промышленности, лесной и бумажной промышленности, электростанций, речного флота и Главного управления геодезии и картографии МВД.

Когда в наши руки попал комплекс документов с проектом введения формы для студентов вузов и персональных званий и форменной одежды для профессорско-преподавательского состава, то никакой информации об этом событии, кроме содержащейся в архивных материалах, найти было невозможно.

Материалы, обнаруженные в бывшем архиве ЦК КПСС, были достаточны для понимания идеи и смыслового содержания проекта, подготовленного Министерством высшего образования СССР.

Документы (записка с приложениями — проект указа Президиума Верховного Совета СССР «О введении персональных званий для работников высшего образования» и проект постановления Совета Министров СССР «Об утверждении Положения о персональных званиях для работников Министерства высшего образования и работников высших учебных заведений» с 4 приложениями) за подписью министра высшего образования С. В. Кафтанова были направлены заместителю Председателя Совета Министров СССР К. Е. Ворошилову.

Ворошилов в июле 1949 г. послал документы на заключение в Отдел пропаганды и агитации ЦК ВКП(б). Но в октябре того же года дело с рассмотрения в Отделе пропаганды и агитации было снято, и вопрос вернулся в Совет Министров…

В работе авторы приводят указанные в цитате документы о проекте установления персональных званий для работников высшего образования и о введении форменной одежды для студентов высших учебных заведений и работников высшего образования:

  • Записка министра высшего образования СССР С. В. Кафтанова заместителю Председателя Совета Министров СССР К. Е. Ворошилову об установлении персональных званий для работников высшего образования и о введении форменной одежды для студентов высших учебных заведений  и работников высшего образования. 22 июля 1949 г.
  • Проект указа Президиума Верховного Совета СССР «О введении персональных званий для работников высшего образования»
  • Проект постановления Совета Министров СССР «Об утверждении Положения о присвоении персональных званий для работников высшего образования, о форме одежды и знаках различия для студентов высших учебных заведений и работников высшего образования»
  • Распределение (табель) должностей работников высшего образования по персональным званиям
  • Проект положения «О персональных званиях для работников высшего образования»
  • Описание форменного обмундирования для студентов и профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений
  • Описание знаков различия для работников высшего образования и студентов
  • Записка заместителя министра высшего образования СССР М. Л. Королева заместителю заведующего Отделом пропаганды и агитации ЦК ВКП(б)  Д. М. Попову. 10 сентября 1949 г.
  • Справка о контингентах студентов и потребности в тканях для форменного обмундирования
  • Записка заместителя заведующего Отдела пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) Д. М. Попова в Техсекретариат ОБ ЦК ВКП(б). 20 октября 1949 г.
  • Сравнительная таблица персональных званий работников высшего образования с воинскими званиями

Если бы эти документы были бы приняты в СССР и «дожили» до сегодняшних дней, то доцент вуза, имеющий ученую степень и ученое звание, соответствовал бы классному чину «старший советник высшего образования 2-го ранга», что в свою очередь, соответствовало бы воинскому званию «подполковник»:

Интересный материал-чтиво для выходного дня (.zip, ~ 650 Кб):

http://bda-expert.ru/doc/mundiry-sssr-1949.zip

Рекомендую ;) !

См. также:



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (3 голосов, средний: 3.67 из 5)
Loading ... Loading ...
Google Bookmarks Digg Reddit del.icio.us Ma.gnolia Technorati Slashdot Yahoo My Web News2.ru БобрДобр.ru RUmarkz Ваау! Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru Mister Wong





Записи с теми же метками:

Комментарии:


  1. Комментатор: Александр

    Дмитрий Анатольевич, зачем нужен документ, который “устанавливает соответствие ученых степеней и званий работников высшей школы воинским званиям”? Так можно дойти и до приравнивания к медицинским работникам, к религиозным служащим и т.д.
    Понимаю, что вы сможете управлять десятками солдат, но среднестатистический кандидат и доцент – очень сомневаюсь.
    Котлеты пусть будут отдельно.
    А касательно призыва / не призыва докторов наук в окопы – будет решать специальная комиссия. Подробнее – в инструкции по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан РФ.


  2. Комментатор: Дмитрий Беляев

    Александр, я же не утверждаю, что “нужен документ” 8) .

    Воспринимайте заметку, как просто “чтиво выходного дня”. И ничего более.

    Просто интересно было поискать этот документ (если он есть); благо, повод есть – сегодня День защитника Отечества. Оказалось, что нет такого документа (или, возможно, нет).

    Зато нашёл научную статью историков на эту тему. Решил поделиться в блоге. Заодно и про 23-е февраля, как я его воспринимаю, написать чуток мыслей. Вот и всё :wink: .

    А касательно призыва / не призыва докторов наук в окопы – будет решать специальная комиссия. Подробнее – в инструкции по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан РФ.

    Спасибо за информацию. Действительно, есть такая инструкция 8) .


  3. Комментатор: Дмитрий

    Конечно, все воинские, учёные, почётные, спортивные и прочие звания – о разном, и было бы нелепо, например, народного артиста или профессора в военное время облачать в полковничий мундир и доверять командование батальоном или полком. Даже если артист всю жизнь снимался в кино про войну, а профессор – специалист по взрывному делу и баллистике.
    С таким же успехом можно было бы обладателям высоких воинских чинов в мирное время раздаривать, скажем, чёрные пояса или звания мастеров по различным видам спорта.
    Другое дело, что во времена “развитого социализма” полковник и профессор были уравнены в материальном довольствии и зарабатывали 400-500 рублей в месяц, а сейчас (я живу в Казахстане) у полковника оклад – 100 000 в переводе на росрубли, у профессора – 40 000 (максимум – 50 000, если он представляет исчезающий вид докторов наук*)
    * В РК с 2011 г. степень доктора наук отменена, а вместо кандидатской присуждается PhD.
    А вообще, прозвучит банально, но звания, особенно не воинские и не специальные, зачастую важны только для их обладателей. Кому ещё есть дело до спортивного звания Власова или Исинбаевой, до учёной степени Королёва или Курчатова, до народного или заслуженного артистизма Шукшина или Герзмавы? Погоня за званиями – как правило, удел непризнанных гениев (в кавычках или без)…

Оставить комментарий

:wink: :-| :-x :twisted: :) 8-O :( :roll: :-P :oops: :-o :mrgreen: :lol: :idea: :-D :evil: :cry: 8) :arrow: :-? :?: :!:

ВНИМАНИЕ! Все комментарии, содержащие явные оскорбления (в адрес автора статьи или собеседника-комментатора), спам и очевидную рекламу сторонних ресурсов, будут удалены. Также не рекомендуется злоупотреблять матом (такие сообщения будут отмодерированы или удалены).


Другие материалы: